Владелец автомобиля Lada Kalina получил штраф за езду по Москве без цифрового пропуска в размере 5000 рублей. Нарушение сфотографировала дорожная камера — автомобиль в этот момент якобы ехал по Золоторожскому Валу. Только на вынесенном постановлении четко видно, что машина едет на эвакуаторе.
Документы опубликовал у себя в «Живом журнале» один из пользователей. Как он объяснил корреспонденту Autonews.ru, все документы прислал его читатель.
Общаться с прессой автовладелец не захотел, но разрешил открыто использовать все данные о машине и госномере. По словам владельца, серебристую «Ладу» он продал в трейд-ин еще в январе 2020 года. Потом машину приобрел в салоне новый владелец, а для перерегистрации на свое имя ему нужно было доехать до ГИБДД. Для этого он погрузил машину на эвакуатор и 24 апреля отправился в отделение МРЭО. Каково же было удивление прежнего владельца, когда ему пришло постановление о нарушении закона Москвы, согласно которому для передвижения по городу в режиме повышенной готовности необходимо оформлять цифровой пропуск.
«Сейчас реально нельзя ехать на купленной машине из магазина до ГИБДД. Мужик вызвал эвакуатор и повез. Камера засняла автомобиль на эвакуаторе сзади, различила на ней номер и послала мне, как последнему зарегистрированному владельцу, штраф, поскольку на эти номера не было коронавирусного пропуска, а машина таки ехала по дороге», — рассказал бывший владелец Lada Kalina.
Autonews.ru запросил разъяснения в Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) по поводу странного штрафа 5 мая. Однако на момент выхода публикации ответа не поступило. Тем не менее понятно, что разбираться с постановлением придется именно экс-владельцу машины, а не покупателю. Чтобы аннулировать постановление, необходимо написать заявление в МАДИ и приложить все доказательства того, что штраф вынесен по ошибке.
«У нас в отношении постановлений с дорожных камер действует презумпция вины собственника — при вынесении постановления руководствуются сведениями из базы данных ГИБДД, — заявил в беседе с Autonews.ru юрист Михаил Никитин. — Для этого есть два объективных основания. ТС, перемещаемое на эвакуаторе, не может находиться под управлением какого-либо лица. Кроме того, в момент фиксации нарушения транспортное средство выбыло из обладания прежнего собственника и находилось во владении иного лица, что свидетельствуют об отсутствии вины прежнего собственника».
Он отметил, что вынесение подобных постановлений свидетельствует о том, что должностными лицами административного органа при рассмотрении фотоматериалов с автоматических средств фиксации/специальных технических средств не обеспечивается соблюдение требований ст. 24.1 и 26.11 КоАП. Речь идет о необходимости всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, а также надлежащей оценке доказательств.
Также Никитин напомнил, что для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности в качестве бывшего собственника ТС, стоит спустя десять суток с дня продажи машины подать в любое регистрационное подразделение ГИБДД заявление об аннулировании регистрации ТС.
В свою очередь, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что новый вид состава административного правонарушения исследуется сотрудниками МАДИ в обычном режиме — без каких-либо дополнительных перепроверок, что может приводить к подобным ошибкам.
«Для ЦОДД и МАДИ это просто рутинная проверка, — сказал Шухман Autonews.ru. — Просто добавили новый состав в число фиксируемых (общую их незаконность сейчас не обсуждаем). Но процедура осталась прежней, максимум в массе проверяют корректность государственного регзнака».
Эксперт не исключил, что сейчас на операторов, которые формируют подобные постановления о нарушениях, легла дополнительная нагрузка. Так, с одной стороны, машин на дорогах стало меньше. Но это позволило некоторым нарушителям чаще лихачить на дорогах. Кроме того, без пропусков до сих пор может продвигаться значительное число автомобилей — в первые дни на дорогах фиксировали 150–200 тыс. незарегистрированных машин. Сейчас все эти постановления надо обрабатывать.
Отметим, что ошибочные штрафы с камер за нарушения ПДД — одна из болезненных тем для департамента транспорта Москвы и ГИБДД. Такие ошибки вызывают большой общественный резонанс, поэтому возникшие у водителей проблемы власти стараются решить максимально оперативно. Тем не менее такие инциденты происходят регулярно. К примеру, 4 января 2020 года камера в Москве зафиксировала Mitsubishi Outlander, когда автомобиль вез эвакуатор. В постановлении указывается, что автомобиль двигался со скоростью 84 км/ч, хотя на снимке он находится на платформе эвакуатора. «Моя машина сломалась, я эвакуировала ее на ремонт в Москву из Дмитрова», — рассказывала тогда автомобилистка Светлана Сафронова.
Ошибаются камеры и в других городах. Так, некоторое время назад владельцу кроссовера Renault Sandero, который перевозили на эвакуаторе, выписали штраф за превышение скорости. Нарушение было зафиксировано с помощью камеры. Инцидент произошел на трассе Нефтеюганск — Сургут. Допустимая скорость на этой трассе — 50 км/ч, однако эвакуатор с машиной двигался со скоростью 76 км в час.
Похожий случай произошел в мае 2019 года с владельцем автомобиля УАЗ, который перевозили на тягаче в Краснодарском крае для участия в гонках. По дороге на соревнования камера также выписала штраф за превышение скорости автомобилю, который находился на платформе.