Режим самоизоляции внес коррективы во все сферы жизни автомобилистов. Рынок ОСАГО не стал исключением — владельцы автомобилей перешли на дистанционное оформление полисов, а кто-то и вовсе отказался от использования личного транспорта. Мы пообщались с экспертами рынка обязательного автомобильного страхования и узнали, как на них отразилась самоизоляция и к чему привело значительное снижение трафика на городских улицах.
Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что ситуация с мерами, принимаемыми в России для недопущения распространения коронавирусной инфекции, накладывает отпечаток на отрасль.
«В условиях самоизоляции граждане и юридические лица меньше эксплуатируют автомобили, автовладельцы меньше выходят из дома и предпринимают какие-либо поездки, поэтому можно спрогнозировать падение количества заключенных договоров на фоне аналогичного периода прошлого года», — объяснил эксперт в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
Ситуация с карантинными мерами привела к снижению автомобильного трафика, а это, в свою очередь, спровоцировало рост скорости при столкновениях и более тяжелые последствия от аварий.
«По количеству договоров рынок ОСАГО вырос по итогам первого квартала 2020 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 3,5%. А в апреле 2020 года рухнул на 32%. Часть автовладельцев отказалась от заключения договоров совсем ввиду отсутствия средств и необходимости в автомобиле, а часть автовладельцев ждет окончания карантинных мероприятий. Можно также отметить, что на период карантина снизился автомобильный трафик, но увеличилась тяжесть ДТП. Скорость столкновения при отсутствии пробок выросла», — уточнил в беседе Autonews.ru директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.
Впрочем, судить о ситуации на всем рынке можно будет после подведения итогов второго квартала, объяснил директор по анализу и моделированию компании «Росгосстрах» Алексей Володяев.
«Наш портфель довольно стабилен, существенное снижение было только в первую неделю самоизоляции. В остальные же дни среднее количество заключаемых договоров почти не отличается от среднего значения по доизоляционной эпохе. Заметно смещение в сторону приобретения полисов онлайн, что логично», — объяснил Володяев.
Эксперт уверен, что поддержку ОСАГО оказывает его обязательный характер, в силу которого так или иначе клиенты продолжают приобретать страховую защиту. Но вот с добровольными видами страхования, по его словам, ситуация менее радужная.
По итогам последних недель выросла доля электронных договоров ОСАГО. Сложившаяся ситуация повлияла и на режим работы страховщиков. Банк России рекомендовал страховщикам, которые занимаются ОСАГО, продолжать свою деятельность, но с соблюдением необходимых санитарно-эпидемиологических мер. Сейчас страховщики вынуждены балансировать между исполнением своих обязательств и недопущением снижения доступности ОСАГО с одной стороны и заботой о здоровье сотрудников и посетителей с другой.
«Часть процессов, которые мы привыкли осуществлять в офисе, теперь переместились в сторону удаленного взаимодействия. В офисах же принимаются все возможные меры для недопущения распространения инфекции. Сейчас все услуги в этой сфере оказываются исходя из особенностей режима в каждом регионе. Единых принципов и мер в этой сфере не вырабатывалось, каждый страховщик самостоятельно определяет и настраивает бизнес-процессы и процедуры принятия решений по убыткам ОСАГО», — пояснил президент РСА Игорь Юргенс.
В компании «Росгосстрах» рассказали, что организовали для клиентов прием заявлений удаленно. Это предусматривает возможность проведения самостоятельного осмотра повреждений, их фиксации и прикрепления документов в электронном виде. «При этом застрахованному будет либо выдано направление на ремонт, который можно будет сделать после снятия карантинных ограничений, либо проведена выплата страхового возмещения в денежной форме. Выплатная политика компании в связи с карантином не менялась. Сроки принятия и оформления решений даже сократились за счет падения объемов заявленных убытков», — объяснил директор департамента урегулирования убытков СК «Росгосстрах» Илья Крайнов.
Банк России на период карантина рекомендовал страховым компаниям выдавать и продлевать полиса ОСАГО без предъявления диагностической карты, и страховщики по всей стране эти рекомендации выполняют. Однако после снятия режима самоизоляции сделать техосмотр все-таки будет необходимо.
По закону документ об успешном прохождении технического осмотра должен быть предъявлен страховщику при заключении договора ОСАГО. В ситуации ограничительных мер доступность услуги по проведению техосмотра ухудшилась, часть пунктов временно закрылась.
«Если проведение техосмотра невозможно, то можно заключать договоры ОСАГО с последующим представлением страховщику диагностической карты в течение одного месяца с даты окончания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции. Поэтому, как мы видим, у страхователей будет месяц после отмены ограничительных мер для прохождения ТО и представления соответствующего документа страховщику», — пояснили в РСА.
Представители страховых компаний, с которыми мы беседовали, подтвердили срок в один месяц для представления диагностической карты в страховую после окончания режима самоизоляции.
Рынок обязательного автомобильного страхования вряд ли сможет быстро вернуться на докарантинный уровень после отмены режима самоизоляции. Вероятнее всего, на это уйдет не один месяц, а то и год. В компании «Росгосстрах» считают, что сейчас не лучшее время для прогнозов, потому что в такой ситуации ни рынок страхования, ни экономика в целом еще не оказывались.
«Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от «карантинно-выходного» режима, в котором живет наша страна. Если к началу лета страна вернется в обычный рабочий ритм, то рынок страхования отделается легким испугом — падение объемов по итогам года составит порядка 5–10%», — считают в компании.
Страховые эксперты уверены, что каждый дополнительный месяц карантина будет съедать от годовой динамики рынка по несколько процентов. «Вариант, когда кризис затянется до конца года, даже не хочется изучать. Рынок приспособится к работе в новой реальности, и даже в самом негативном сценарии мы не видим падения более чем на 15–20%. Но после любого кризиса следует ожидать восстановительного роста — вопрос лишь в том, когда он настанет», — резюмировал специалист из «Росгосстраха».
Прогноз по рынку от компании «АльфаСтрахование» примерно такой же. По мнению сотрудника компании Дениса Макарова, из-за текущей экономической ситуации рынок может снизиться по сравнению с прошлым годом по количеству договоров на 5–7%. «Объем ОСАГО не выйдет на докарантинный уровень, так как часть автовладельцев перестала эксплуатировать автомобиль по разным причинам», — объяснил Макаров.
По мнению же президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, на данном этапе рано говорить об убытках, поскольку их нужно будет оценивать в совокупности после завершения тех ограничительных мер, которые сейчас принимаются.
.