branding imagebranding image
РБК АВТО
Коронавирус против автопрома Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

«Ничего хорошего нас не ждет». Автобренды — о ситуации в России

Катастрофическое падение продаж, сильный рост цен, закрытие части дилерских центров и другие события, которых очень боятся в автомобильной индустрии
Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru
Фото: Depositphotos / PhotoXPress.ru

Автомобильный рынок в апреле на фоне ограничений из-за коронавируса показал рекордное падение — продажи упали на 72%, до 39 тыс. машин. В Ассоциации европейского бизнеса месяц назвали «черным апрелем» и заявили о том, что не ждут роста продаж в мае. Мы поговорили с представителями крупнейших брендов о том, как они оценивают ситуацию и каким видят дальнейшее движение рынка. Большинство из опрошенных предпочли высказаться анонимно.

В приватных разговорах представители компаний не стеснялись в выражениях и давали довольно пессимистичные прогнозы, даже если сам бренд в России крепко стоит на ногах.

«Ничего хорошего нас не ждет. В июне цены скакнут, причем на все. Волна кризиса нас еще не накрыла окончательно, поэтому рынку грозит серьезное повышение цен и падение продаж почти на четверть».

Фото: Егор Алеев / ТАСС Новости 12 мая 2020 В апреле продажи новых машин в России упали на 72,4%
Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори Статьи 27 марта 2020 «Зарплаты будут уже не те». Автосалоны и заводы закрываются

В том, что автомобили будут дорожать, а дилерская сеть в результате кризиса всерьез пострадает, не сомневается почти никто. Оптимистичных прогнозов участники рынка не дают.

«В целом очевидно, что рынок оправится не скоро. Прогнозы есть разные, но все они пессимистичны… Машины будут дорожать, а дилеры — закрываться либо менять собственников».

Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Некоторые производители переживают за судьбу региональных дилеров, многие из которых находятся в незавидном положении.

«Ситуация у всех разная, это зависит от региона и от того, как работал дилер. Некоторые пострадали несильно, если не вкладывались в кредиты, а у некоторых уже идут сокращения персонала. Многие выйдут из ситуации с большими потерями».
 

С другой стороны, подчеркивают опрошенные, все будет сильно зависеть от финансового положения дилера и его собственника, но без антикризисных мер все равно не обойдется.

«Стабильно работающий дилер должен сохранить позиции. Во многих регионах сервисы не закрывались, а это — главный генератор средств для дилера. Да, будут уменьшать персонал и вести переговоры о снижении арендной платы, но катастрофы и глобального сжатия сети не произойдет».
 

Представители многих компаний делают сильный акцент на том, что отрасли требуется поддержка государства, которое в кризисное время не спешит стимулировать спрос.

«Действующие программы поддержки спроса не окажут существенного влияния на рынок, потому что их параметры практически не изменились. Необходимо расширение программ спроса на сегмент до 2-2,5 млн рублей, а также расширение льготных категорий на многодетные семьи, медицинских и социальных работников, военных и малый бизнес».

Фото: РБК
Фото: РБК

Азиатские бренды относятся к ситуации скорее философски и традиционно предпочитают не давать комментариев ни в каком виде. Особенно до объявления мер господдержки.

«В преддверии решений Минпромторга мы ничего не комментируем — ни официально, ни off the record. Рынок и ситуацию, конечно, анализируем, и понятно, что ситуация сложная. Действовать будем по обстановке».
 

В целом после окончания карантина автокомпании ждут хоть какого-нибудь оживления рынка и надеются на возникающий сейчас отложенный спрос.

«Возникла сложная ситуация, но будет восстановление, потому что сейчас многие хотят использовать личный транспорт. Рынок упадет на величину от 5 до 35% в зависимости от курса валют».
 

Есть и компании, которые вполне оптимистично смотрят в будущее. Главным фактором выхода из кризиса они считают разработку новых каналов и способов продаж автомобилей.

«Говорить о том, что будет полный обвал, — бесперспективная стратегия. Наш прогноз — снижение рынка на 20%, и он достаточно аккуратный. Настроение боевое, ищем варианты и скоро представим совершенно новый инструмент продаж».
 

Представители отечественных марок ждут довольно низкий объем продаж, но не склонны к паническим настроениям.

«Рынок по итогам 2020 года покажет значительную негативную динамику с очень низким объемом продаж в апреле—мае и возможным началом небольшого восстановления с июня. Мы полностью готовы к возобновлению работы каждого дилерского центра, как только это будет разрешено».

Фото: Skoda
Фото: Skoda