Поддержать спрос на новые автомобили при помощи госпрограмм и скидок при покупке в кредит предлагают власти. Так, запрет на продажу автомобилей в большинстве крупных регионов и общие ограничения, связанные с пандемией, уже обвалили рынок. В апреле продажи новых машин в России рухнули на 72%, до 39 тыс. машин. Эксперты прогнозируют дальнейшее падение продаж на фоне повышения цен и нестабильного спроса. Разбираемся, что придумали в правительстве для поддержки отрасли и какие машины получится купить с выгодой.
На поддержку отечественного автопрома президент России Владимир Путин поручил выделить 20,5 млрд рублей. Из них на самые интересные для рядовых покупателей программы льготного автокредитования выделят 7 млрд рублей. Речь идет в первую очередь о таких программах, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», по которым покупатели новых машин стоимостью пока только до 1 млн рублей могут рассчитывать на скидку 10% от стоимости при внесении первого взноса. На программы льготного лизинга автомобильной техники «Русский тягач» и «Свое дело» направят 6 млрд руб. Сумму в размере 2,5 млрд руб. потратят на финансирование и утверждение программы аренды автомобильной техники. Еще 5 млрд руб. пойдут на централизованную закупку автомобилей скорой помощи для нужд регионов, ФМБА и Управления делами президента. Все эти поручения правительство должно выполнить до 22 мая.
Новые меры господдержки автопрома с учетом уже имеющихся средств в бюджете позволят в 2020 году произвести и продать более 220 тыс. автомобилей, сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минпромторга.
В частности, новая программа поддержки спроса на автомобили «Доступная аренда», которую планируют запустить в июне, позволит продать 12 тыс. легковых и 2 тыс. легких коммерческих автомобилей (LCV).
«В условиях распространения новой коронавирусной инфекции автомобильные рынки большинства стран сокращаются, — объяснили в Минпромторге. — Россия не стала исключением. Очевидно, что в нынешних условиях приобретение автомобиля для граждан нашей страны, а также для бизнеса не является первым приоритетом».
По словам замминистра Александра Морозова, новая программа актуальна в контексте двух тенденций. Во-первых, значительная часть молодежи от 18 до 25 лет не планирует покупать автомобили, но хочет ими пользоваться. Во-вторых, программа поможет малому и среднему бизнесу, которым сейчас из-за кризиса особенно тяжело, получить машину в пользование.
О том, что спрос на автомобили есть и у правительства достаточно способов обеспечить дополнительные скидки на покупку, заявил Autonews.ru глава ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. По его словам, дилерам постепенно разрешают возвращаться к работе. Например, открылись автоцентры в Башкирии и Татарстане. Однако выделенные 7 млрд рублей на госпрограммы, по его мнению, не смогут кардинально повлиять на спрос.
«Постепенно все открывается, продажи идут, — ввел в курс событий Мосеев. — Но доходы населения сильно упали, и спрос надо поддержать. Странно, что поддерживают только программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а 2,5 млрд рублей выделяют на аренду, которые просто разойдутся между ключевыми российскими игроками, но особого влияния на рынок не окажут».
В РОАД предложили субсидировать кредитную ставку на автомобили ценой до 1,8 млн рублей, а не до 1 млн, как сейчас. Кроме того, к скидке на первый взнос дилеры просят компенсировать дополнительную скидку в 10%.
«В момент продажи автомобиля в бюджет автоматически поступает 20% в виде НДС, — объяснил свою идею Мосеев. — Если отдать эти дополнительные 10%, то свои 20% государство все равно получит, а потом и еще больше в виде новых налогов. С учетом того, что денег у населения нет, это будет хорошая мера. Нужен льготный лизинг, программа утилизации для коммерческого транспорта. Кроме того, я изменил свое мнение по материнскому капиталу — в нынешней ситуации надо рассмотреть возможность использовать хотя бы какую-то его часть».
Мосеев уверен, что при достаточном уровне поддержки машины продолжат покупать.
«Спрос есть, он просто сократился, например, в апреле мы активно продавали машины премиум-сегмента в онлайн-режиме, — поделился представитель РОАД. — Более состоятельные клиенты озаботились покупкой второго автомобиля в семью, поскольку решили отказаться от такси. Но и в массовом сегменте клиенты брали первые автомобили, меняли машины на новые. Надо поддержать тех, кто готов к покупке и кому немного не хватает на машину».
В свою очередь директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков считает, что предложенные меры будут достаточно эффективны в плане поддержания интереса к новым автомобилям. «На практике программы льготного автокредитования пользуются спросом, — поделился Мольков своим опытом. — Только вот ограничение в цене автомобиля до 1 млн рублей крайне сокращает выбор, особенно с учетом роста цен. Помогло бы расширение ценового коридора хотя бы до 1,5 млн рублей».
По оценке эксперта, выделенных на госпрограммы стимулирования потребительского спроса 7 млрд руб., скорее всего, хватит на несколько месяцев, «если условия останутся прежними и спрос будет восстанавливаться».
«Спрос еще зависит от доходов населения — меры, оказываемые в части поддержки доходов населения, также важны», — сказал Мольков.
А вот аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что выделенные средства не станут панацеей и не компенсируют даже десятой части убытков, понесенных автопромом за один только апрель.
«За первые два предкарантинных месяца одних только легковых и коммерческих автомобилей в России было продано более чем на 360 млрд руб., — объяснил аналитик. — Даже если мы посмотрим на рынок автокредитования, который по итогам прошлого года вырос почти до 680 млрд руб., все равно госпрограмма не выглядит значимой по объемам финансирования».
При этом эксперт считает бесполезным «ждать от государства каких-то чудес».
«Просто не существует таких бюджетных ресурсов, которые могли бы компенсировать выпадающие в результате падения продаж доходы. Государственный и муниципальный заказ — это отличная идея, которая позволит решить хотя бы отчасти нехватку спецтехники и экипажей скорой помощи в регионах. Но такие заказы получат далеко не все, и это можно считать разовой помощью. Поэтому единственный сценарий для рынка — это переболеть», — подытожил аналитик.
В Минпромторге ранее уже говорили о том, что хотят дать возможность семьям тратить материнский капитал на покупку новых автомобилей. Предложение должны были реализовать к 1 апреля, но пока о его судьбе ничего не известно — на запросы Autonews.ru в ведомстве не ответили.
Также в марте в Минпромторге рассказали о предложении поднять максимальную стоимость нового автомобиля, который можно купить по льготным госпрограммам, с 1 млн руб. до 1,5 млн. Но идея застряла на стадии законопроекта.