Экспертный центр Probok.net предложил столичному дептрансу установить единый режим работы выделенных полос для общественного транспорта семь дней в неделю и запретить частным машинам ездить по выделенкам в выходные. По мнению руководителя центра Александра Шумского, такой режим позволит избежать путаницы и лишних штрафов для автомобилистов. Свои предложения Шумский отправил заместителю мэра Москвы по вопросам транспорта Максиму Ликсутову, а также руководителям ЦОДД и Мосгортранса.
«Водительское сообщество испытывает трудности в понимании режимов работы выделенных полос, что приводит к штрафам водителей и отсутствию необходимого приоритета для общественного транспорта», — говорится в обращении Probok.net. Александр Шумский провел опрос в своем блоге в «Живом журнале», и оказалось, что 60% читателей поддерживают единый график работы выделенных полос. При этом в опросе приняли участие чуть более сотни человек, так что назвать его массовым невозможно.
В беседе с корреспондентом Autonews.ru Шумский объяснил, что разный режим работы выделенок вызывает непонимание и приводит к необязательным штрафам. «По факту одни полосы работают семь дней в неделю, какие-то — пять, были еще и шестидневные. Это приводит к тому, что автомобилист либо путается и получает штраф, либо вообще туда не выезжает, когда это можно. Мы предлагаем уравнять условия для всех, чтобы лишних штрафов не было», — пояснил эксперт.
Шумский напомнил, что с 2009 года выделенные полосы в Москве работали ежедневно, но в марте 2012 года автомобилистам вернули выходные дни, а под знаками появились таблички «Только по рабочим дням» или так называемые «молоточки». В сентябре 2016 года в Москве запустили сеть транзитных автобусов «Магистраль», на маршрутах которых выделенным полосам частично вернули статус постоянных.
«Молоточки» убрали на Большом Каменном мосту, Лубянской площади, в Театральном проезде, на Тверской заставе, целом ряде других улиц и площадей центра, на участках Бульварного и Садового колец, а также примыкающих к ним улицах. Однако автомобилисты, привыкшие выезжать на выделенки по выходным, не заметили никаких изменений и начали массово получить штрафы по 3000 рублей. Еще больше путаницы возникало на участках, где выезжать на выделенки разрешалось только в воскресенье.
Более того, добавляет координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в столице встречаются даже полосы, режим работы которых меняется на разных участках. «Есть полосы, которые на 95% в выходные не работают, но имеют маленькие участочки, которые в выходные работают. Если прямо едешь по этой полосе, то на таком участке можно попасть под камеру», — возмущается общественник.
С 2019 года ездить в выходные по выделенкам также запретили на Ленинском, Кутузовском, Нахимовском и Рязанском проспектах, проспекте Мира и Ярославском шоссе, а также на других магистральных улицах. Всего на выходные закрыли более 70 км выделенок ради ускорения движения общественного транспорта.
Как тогда заявил первый заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Борис Ткачук, на этих участках даже в выходные есть пробки, которые мешают транспорту: «С вводом ежедневных выделенок скорость движения транспорта вырастет на 30%». Кроме того, за изменения выступали представители Гильдии такси Московской торгово-промышленной палаты, которые просили власти дать такси приоритет даже в выходные.
Противники нововведений считают, что нет смысла ограничивать движение по выходным, когда дороги и без того свободны. А Петр Шкуматов вообще крайне негативно относится к идее дополнительных запретов. Он предлагает, напротив, дать водителям больше свободы, когда ограничения не требуются для городских перевозок: «Это какая-то фантасмагория, мы живем в обществе, где запрещено все. Нам не хватает здравого смысла. А он говорит, что выделенная полоса должна работать только во время работы общественного транспорта».
Шкуматов предлагает ввести четкий временной график работы выделенных полос. «Условно говоря, въезд на полосу запрещен с 6 или 7 утра до 22 вечера. Когда транспорт не работает либо работает в облегченном режиме, доступ на полосы должен быть для всех. И не важно, для чего именно: мне надо повернуть, припарковаться, или мне просто нравится ездить в правой полосе, я там никому не мешаю», — добавляет эксперт.
Чтобы не путать людей, эти правила, утверждает Шкуматов, должны быть едиными для всей страны, а сами выделенки нужно обозначать более понятно и без запретов, которые могут привести к случайным штрафам. «Полоса должна помечаться каким-то цветом, чтобы было понятно, куда именно нельзя заезжать. Иначе во многих местах можно выехать на нее совершенно случайно. Надо запретить лишние таблички и знак «Кирпич» над полосой. Если власти хотят выделенную полосу, то должны вешать только один знак, который будет работать с 7:00 до 22:00. Ночью — пожалуйста», — объяснил Шкуматов.
Александр Шумский не согласен с тем, что в выходные ограничения не нужны вовсе: «Выходные у нас на дорогах давно превратились в будние дни. Трафик в субботу фактически не отличается от трафика в среду. Люди, которые едут в торговые центры или развлекать детей, стоят в пробках, потому что у всех есть транспортная потребность, и автобусы испытывают те же задержки на крупных магистралях».
Идею ограничений по времени Шумский считает в целом разумной, но принципиальных преимуществ в таком режиме не видит: «Если нет пробок, то на выделенную полосу выезжать и не нужно. Зачем нужна дополнительная полоса, которая так же свободна, как и остальные?»
Кроме того, эксперт считает, что временные рамки будет сложно администрировать: «Вот я выехал в 21:59 — мне уже можно на полосу или пока нет? Эти пограничные моменты будет ловить довольно сложно. Десять вечера — это не так поздно для какого-нибудь шоссе Энтузиастов, где в это время еще много машин. А если вводить разные временные рамки для разных дорог, то путаницы у водителей будет еще больше».
Эксперимент по переводу выделенок на постоянный режим предлагается начать в ближайшее время. Как заявил Шумский, период изоляции подходит для введения изменений наилучшим образом: «На улицах довольно мало автомобилей, значит, есть время постепенно приучить всех водителей не заезжать на чужую полосу. Только так, видимо, можно решить проблему с запутанной схемой работы выделенных полос. Постепенный выход из режима самоизоляции позволит водителям адаптироваться и привыкнуть к новым правилам. Надеюсь, что это решение будет принято».
На конец 2019 года в Москве было 350 км выделенных полос для общественного транспорта. В 2020 году их общая протяженность превысит 400 км, а некоторые выйдут из города за пределы МКАД. Штраф за проезд по выделенке в Москве и Санкт-Петербурге составляет 3000 руб., в других городах — 1500 рублей.