Режим самоизоляции, введенный в Москве в марте, кардинальным образом повлиял на жизнь столичных автомобилистов и дорожную ситуацию в целом. С тех пор цифровые пропуска стали обыденностью, машины каршеринга так и не вернулись на дороги города, а для поездки на такси нужно следовать целому ряду правил. С другой стороны, в Москве автомобили почти перестали попадать в аварии, в разы сократилось число угонов, а некоторые штрафы за отсутствие QR-кода начали отменять. Разбираемся, что произошло в жизни столичных автомобилистов за последнее время и чего ждать дальше.
Власти Москвы отчитались о снижении за последние четыре месяца аварийности и смертности на 10%. В департаменте транспорта такие показатели объяснили ограничительными мерами, которые были приняты на фоне пандемии COVID-19. По их данным, во время режима самоизоляции количество автомобилей на улицах города упало на 35%. При этом свободные дороги привели к резкому увеличению числа случаев превышения скорости, которые часто заканчиваются ДТП с тяжелыми последствиями даже во время самоизоляции. Кстати, аналогичная ситуация складывается во многих городах мира. Например, в Манчестере количество случаев превышения скорости возросло на 57%. В общей сложности в этом городе 6200 водителей нарушили ограничения скорости в течение 25 дней после введения карантина.
В Москве для поездок на такси по-прежнему необходимо получать цифровой пропуск. Без него водитель не имеет права везти пассажира. Эти правила уже привели к многочисленным конфликтам, которые порой заканчиваются возбуждением уголовных дел. Впрочем, некоторые водители нарушают правила и возят пассажиров с аннулированными пропусками или вовсе без них. Ежедневно власти города вычисляют таких таксистов, а агрегаторов просят прекратить с ними работу. По данным властей, зафиксирован не один случай, когда водитель убеждался в том, что пропуск клиента аннулирован из-за болезни, но не отказывался его везти. Таким образом, существует огромный риск распространения болезни.
Помимо оформления пропуска пассажир в обязательном порядке перед поездкой должен надевать маску и перчатки. Отсутствие средств индивидуальной защиты грозит штрафом в 4 тыс. рублей. Аналогичные меры предосторожности должны соблюдать и водители такси. Всего же, по данным властей столицы, количество автомобилей такси во время режима самоизоляции снизилось в столице на 45%.
Каршеринг в Москве по-прежнему не работает. Однако правительство города совместно с Роспотребнадзором уже обсуждает возможность частичного возобновления сервиса поминутной аренды автомобиля в столице. В департаменте транспорта заявили о готовности перезапуска каршеринга при соблюдении операторами ряда условия. Главное условие — компании должны предоставлять автомобиль в аренду сроком не менее чем на пять суток. Таким образом, воспользоваться услугой смогут только те водители, которые имеют рабочие пропуска.
Также компании обяжут после окончания аренды снимать машину с линии для проведения обязательной дезинфекции. Власти пообещали организовать строгий контроль как над уборкой, так и над соблюдением минимальных сроков пользования. Точная дата возобновления работы сервиса будет определена указом мэра Москвы. Работа операторов системы каршеринга в столице была полностью приостановлена 22 апреля.
Во время самоизоляции снизили свою активность и автоугонщики. В ГУ МВД по столице привели статистику в период с 1 апреля по 7 мая 2020 года. По данным ведомства, за это время количество автомобильных краж в городе снизилось на 25,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, страховщики заявили, что в апреле по сравнению с мартом 2020 года число автоугонов в Москве снизилось в два раза. Такие показатели эксперты объяснили уменьшением количества автомобилей на дорогах и вводом пропускного режима, на фоне которого контроль со стороны сотрудников ДПС стал строже и участились проверки документов у водителей.
Сотрудники ГИБДД приняли решение отказаться от практики сплошной проверки цифровых пропусков у автомобилей, въезжающих в Москву. Вместо этого в столице заработала новая система под названием «Карантин», позволяющая в режиме реального времени вычислять автомобили в потоке, которые едут без цифрового пропуска. Технология работает совместно со стационарными комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Инспекторы ГИБДД загружают в свои планшеты специальное приложение, которое позволяет им подключаться к любой из дорожных камер и получать информацию из потока транспорта об автомобилях без оформленных пропусков. Таким образом, на блок-постах полицейские смогут останавливаться только те машины, водители которых не получили QR-код. Благодаря этому удастся избежать пробок на въездах в город во время стартовавшего дачного сезона.
На разработку и запуск системы правительство потратило 27 млн рублей. Скорее всего, после отмены ограничительных мер система «Каратин» продолжит работу. Например, эту технологию планируют использовать для проверки полисов ОСАГО, поиска машин без регистрации в ГИБДД и вычисления злостных неплательщиков штрафов.
В Москве продолжает действовать режим цифровых пропусков. Без QR-кода поездка на машине может обернуться штрафом в 5 тыс. рублей. На этом фоне участились жалобы водителей на ошибочные, по их мнению, постановления с камер. В ходе разбирательств выяснилось, что в ряде случаев автомобилисты неверно указали номер своего автомобиля при привязке его к цифровому пропуску. Власти Москвы приняли решение отменить такие штрафы. Под амнистию попали те автомобилисты, которые при оформлении пропуска неправильно указали госзнак — ошиблись буквой или цифрой. По состоянию на 20 мая МАДИ отменила уже 846 таких постановлений.
Проверять пропуска на автомобиль можно через специальный чат-бот в «Телеграме» или мобильное приложение «Московский транспорт». Если водитель ошибся при вводе данных, он всегда может обратиться сразу на два портала — mos.ru и avtokod.mos.ru — для обжалования штрафа. Подать все необходимые заявления автовладелец может не выходя из дома.
В столице чаще всего пропускной режим нарушают сами москвичи. К такому выводу пришли аналитики департамента транспорта. По их данным, более 50% от всех нарушителей передвигаются на машинах со столичными номерами. Также не утруждают себя оформлениям пропуска в Москве водители автомобилей с регистрационными знаками Московской, Тверской, Владимирской и Тульской областей. Самыми популярными машинами у нарушителей стали Hyundai и Kia. Помимо нарядов ГИБДД, в Москве за соблюдением пропускного режима следят дорожные камеры. Штраф за это нарушение составляет 5 тыс. рублей. Власти города неоднократно обращались к водителям с просьбой оформить цифровой пропуск для передвижения по Москве на автомобиле. Сделать это можно на сайте столичной мэрии или через мобильное приложение.