branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

На чем ездила ГАИ в СССР. Все самые необычные автомобили

Самый стильный советский седан, «Рафик» с особой установкой для работы на месте ДТП, восьмерка с дополнительными розетками и другие автомобили, на которых ездили сотрудники ГАИ во времена СССР
Фото: М. Шарифов / Фотохроника ТАСС
Фото: М. Шарифов / Фотохроника ТАСС

В 1925 году в СССР появился Отдел регулирования уличного движения (ОРУД). Новое ведомство следило за безопасностью на дорогах, а также занималось оформлением водительских удостоверений и регистрацией автомобилей. Спустя почти 10 лет в Стране Советов начала свою деятельность ГАИ, отвечающая за организацию дорожного движения, контроль технического состояния дорог, а также обоснование установки знаков и нанесения разметки. Разумеется, оба ведомства, которым в будущем предстояло объединиться, не могли обойтись без служебных автомобилей. Мы решили вспомнить, какие машины несли службу в ОРУД/ГИБДД во времена СССР.

ГАЗ М1

До войны сотрудники ОРУД чаще всего использовали мотоциклы. Также представители ведомства ездили на ГАЗ М1, тогда это был самый распространенный легковой автомобиль в СССР. Оснащение служебных машин было очень скудным — разумеется, ни о каких проблесковых маячках тогда еще не знали. От гражданского автомобиля такой ГАЗ М1 отличился разве что громкоговорителем на крыше. Чуть позже на бортах служебных машин стала появляться красная полоса и надпись «ОРУД». При этом чаще всего кузов ГАЗ М1 в то время окрашивался в черный цвет. Автомобиль оснащался 50-сильным двигателем, которого вполне хватало для нужд ведомства.

Фото: diesel.elcat.kg
Фото: diesel.elcat.kg

«Москвич-400»

После войны достаточно долгое время сотрудники ГАИ были вынуждены использовать трофейный транспорт, состояние которого в большинстве случаев оставляло желать лучшего. Чуть позже в ОРУД начали поступать седаны «Москвич-400», которые конструктивно были идентичны модели Opel Kadett K38. Служебные автомобили окрашивались в синий цвет с красной полосой. Подобный колер сейчас использует транспорт «Почты России». Автомобиль оснащался 23-сильным мотором и трехступенчатой «механикой». У машины устанавливались гидравлические тормоза, дворники и громкоговорители, но при этом отсутствовали поворотники.

Фото: am02.ru
Фото: am02.ru

Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС Фото 30 мая 2019 «Кирпич», ротор и «догонялка»: на чем ездили спецслужбы СССР
Шарм и робость: все машины полиции, которых боялись Статьи 28 июля 2014 Шарм и робость: все машины полиции, которых боялись

ГАЗ-М20 «Победа»

В 1950-х годах сотрудники службы регулирования уличного движения получили знаменитый ГАЗ-М20 «Победа». Впервые служебный автомобиль помимо громкоговорителей на крыше получил радиостанцию для связи с отделением. Среди полезных опций следует отметить отопитель салона, который впервые появился в советских автомобилях такого класса. Автомобиль с 2,1-литровым мотором мощностью 50 л. с. мог развивать максимальную скорость 105 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял 46 секунд. Таких показателей вполне хватало для погони за редкими нарушителями в то время. Кстати, служебные версии автомобилей не изготавливались на заводах. Все усовершенствования и доработки проводились специализированными предприятиями МВД.

Фото: am02.ru
Фото: am02.ru

 ГАЗ-21 «Волга»

Одним из самых распространенных автомобилей у гаишников того времени стала «Волга» ГАЗ-21. На крыше машины устанавливалась специальная подставка, на которую крепился громкоговоритель. Это было сделано для того, чтобы не сверлить в машине лишних отверстий. Просторный багажник позволял разместить в нем радиостанцию «Пальма». Также в служебной «Волге» слева появились фары-искатели. Позже машина обзавелась проблесковым маячком, фонарем с надписью «остановитесь» на багажнике и желтыми противотуманками. «Волга» стала главной милицейской машиной на долгое время и поставлялась как в Госавтоинспекцию, так и в патрульно-постовую службу.

Фото: Созинов Виталий / Фотохроника ТАСС
Фото: Созинов Виталий / Фотохроника ТАСС

ГАЗ-22

В 1960-е годы ОРУД и ГАИ реорганизуют в одну службу, а цвет служебных машин меняют на бирюзовый. Автопарк ведомства пополняется пятидверным универсалом ГАЗ-22. Автомобиль технически ничем не отличался от ГАЗ-21, на базе которого был построен. Универсал мощностью 76 л. с. мог разогнаться до 130 км/ч, а сотню набирал за 34 секунды. Серийно машина производилась с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в городе Горький. Помимо службы в ГАИ универсал также использовался в качестве кареты скорой помощи.

Фото: am02.ru
Фото: am02.ru

ГАЗ-24

В 1968 году у автомобилей ГАИ появляется знаменитый желтый окрас с синей полосой по бортам и гербами СССР на передних дверях. Основным автомобилем ведомства постепенно становится ГАЗ-24. У служебного седана появилось два громкоговорителя, проблесковые маячки синего цвета фирмы Fer Ruhla из ГДР, табло «остановитесь», фароискатель, желтые противотуманные фары и радиостанция «Пальма». Под капотом ГАЗ-24 устанавливался четырехцилиндровый мотор объемом 2,4 литра, который развивал 95 лошадиных сил. Также в Госавтоинспекцию поступали и универсалы ГАЗ-24-02.

Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС
Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС

«Москвич-412»

Желто-синюю милицейскую окраску примерил и «Москвич-412» с 1,5-литровым двигателем. Заднеприводный седан, производство которого велось на заводах в Москве и Ижевске, считается одним из самых красивых образцов советского автопрома. «Плавники» фонарей, ниспадающие линии кузова и сиденья из кожзама делали этот автомобиль ничем не хуже зарубежных аналогов. Объем багажника составлял 350 л, этого вполне хватало для размещения необходимого инвентаря сотрудников Госавтоинспекции.

Фото: pavelulin / drive2.ru
Фото: pavelulin / drive2.ru

РАФ-22033

РАФ-22033 — это специальная модификация популярного микроавтобуса для ГАИ. Впервые служебная машина получила стереофотограмметрическую установку для съемки места ДТП. Для работы на месте аварии в салоне микроавтобуса находилась пишущая машинка, фотоаппарат, конусы и дорожные знаки. Также машина получила поворотные прожекторы и проблесковый маячок синего цвета. Спецверсия собиралась ограниченным тиражом на Рижской автомобильной фабрике.

Фото: wikipedia.org
Фото: wikipedia.org

ВАЗ-2101-94

Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для ГАИ. Кроме милиции, такие автомобили использовали и спецслужбы. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было. Автомобиль использовался сотрудниками ГАИ вплоть до 90-х годов, а также поставлялся правоохранительным органам других социалистических стран.

Фото: auto.ru
Фото: auto.ru

ВАЗ-2108

В МВД СССР ВАЗ-2108 поступал в основном в службу ГАИ. Автомобиль использовался для патрулирования дорог нарядами ДПС, задержаний нарушителей ПДД или в качестве сопровождения спецтранспорта. Служебная машина комплектовалась 1,5-литровым бензиновым мотором. Спецверсия для ГАИ получила особые противотуманные фары, громкоговорящее устройство СГУ-60, а также розетки для подключения электро- и радиооборудования. В 1990 году восьмерка примерила новый мундир служебных автомобилей в бело-синих цветах. После развала СССР ВАЗ-2108 по-прежнему оставался в автопарках ГИБДД наряду с зарубежными автомобилями, которые активно стали поступать в ГИБДД.

Фото: pinterest.com
Фото: pinterest.com