В июне власти начнут обсуждение нового КоАП, в который внесут целый ряд новых или измененных автомобильных статей. Изначально в новый КоАП планировали внести более высокие штрафы для водителей, но впоследствии от них отказались. Вместо этого власти могут уточнить формулировки, ввести более подробные градации для некоторых нарушений, а также отменить пресловутый нештрафуемый порог превышения скорости на 20 км/ч, который вызывает так много споров.
Новый виток обсуждений этого вопроса вызвало заявление члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева, который сказал, что многие санкции в действующем КоАП требуют пересмотра, а нештрафуемый порог в 20 км/ч нужно убирать. Иначе, по мнению парламентария, после завершения карантина на дороги вернутся старые проблемы и плохая статистика аварийности.
Не исключено, что власти в итоге придут к компромиссному варианту, при котором нештрафуемый порог будет снижен с 20 км/ч до 10 км/ч только в крупных городах, а глобально останется прежним. Об этом говорит и смягчение риторики главы столичного дептранса Максима Ликсутова, который является одним из главных сторонников успокоения скоростного режима. В феврале Ликсутов вновь предложил вернуться к вопросу отмены нештрафуемого порога, однако в этот раз говорил уже только о городских ограничениях, добавив, что на трассах порог 20 км/ч можно оставить в нынешнем виде.
«Мы, поговорив с экспертами, ведущими научными организациями, такими как университет МАДИ, Высшая школа экономики, понимаем, что если мы хотим кардинально снизить смертность на дороге, то в городах, конечно, неадминистрируемый порог должен быть не выше 10 км в час. Почему? Потому что, если брать ситуацию в Москве, более 50% смертности на дорогах — это из-за превышения скорости», — объяснил свою позицию заммэра Москвы.
Точно такой же позиции придерживаются некоторые чиновники федерального уровня. Так, глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев в явной форме предлагал провести своего рода эксперимент на городах-миллионниках: «Нештрафуемый порог мы не будем уменьшать, он останется 20 км/час. Мы только предложили одно, что в городах-миллионниках, плюс в Москве и Санкт-Петербурге, сделать 10 км/час этот порог». Все остальные нормативы, по мнению Москвичева, предлагается увеличивать, если это позволяют дорожные условия.
Наконец, за поэтапное снижение нештрафуемого порога выступал вице-премьер Максим Акимов, который в конце 2019 года пообещал, что это точно произойдет, но постепенно. Акимов предлагал сначала отказаться от +20 км/ч в крупных городах и только потом в других населенных пунктах и на магистралях.
«Делать мы это точно будем — у нас ни с технической точки зрения, ни с точки зрения правил установки средств фотовидеофиксации нет никаких сомнений, что и точность показаний приборов в автомобиле, и точность работы камер абсолютно точно позволяют с совсем небольшой погрешностью наказывать водителей за превышение скоростного порога», — говорил Акимов. Однако с приходом нового премьер-министра Мишустина он покинул пост вице-премьера и стал гендиректором «Почты России».
Нештрафуемый порог +20 км/ч появился в 2013 году, когда была отменена статья КоАП, штрафующая за превышение на 10 км/ч на сумму 100 рублей. Автор поправок, заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, объяснил Autonews.ru, что порог увеличили из-за несовершенства камер фотовидеофиксации. Кроме того, администрирование и рассылка столь незначительных штрафов обходились бы дороже самого наказания.
Сейчас, когда погрешность камер не превышает 1–3 км/ч, чиновники готовы вернуть наказания за минимальное превышение, но прежде требуют навести порядок в дорожной сети. Так, Вячеслав Лысаков неоднократно заявлял, что нужно провести аудит дорог и разобраться с неадекватными ограничениями скорости, а также поднять скоростной режим на качественных федеральных трассах.
Дискуссия продолжалась весь прошлый год с переменным успехом. Помимо Максима Ликсутова идею снижения нештрафуемого порога до 10 км/ч поддерживал замначальника ГИБДД России Владимир Кузин, который утверждал, что ДТП в России чаще всего совершаются именно по причине превышения скорости.
Однако самый сильный удар по сторонникам снижения нештрафуемого лимита нанес бывший премьер-министр Дмитрий Медведев. В декабре прошлого года он раскритиковал идею, отвечая на вопрос автомобилиста и мотивируя свое мнение тем, что водители начнут получать случайные штрафы: «Как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем. Иными словами, это будет поводом для того, чтобы большое количество людей привлекать к ответственности в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения. Иногда на спидометре этого даже не видно».
Сразу после этого глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что он также против идеи снижения нештрафуемого порога. Свою позицию он подтвердил в марте. «Я против снижения порога до 10 километров в час. Эти меры надо вводить в совокупности с другими мерами — улучшение качества дорог со всеми другими составляющими», — заявил Колокольцев в программе «Москва. Кремль. Путин».
Параллельно с проработкой вопроса об уменьшении нештрафуемого порога чиновники обсуждают вариант снижения максимальной скорости в городах. Так, член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев давно поддерживает европейские скоростные лимиты и постоянно напоминает о том, что скоростной режим надо менять. Вместе со снижением нештрафуемого порога, полагает депутат, это позволит сильно успокоить трафик и повысить безопасность на дорогах.
«Если не снизить скорость в черте города до 50 км/ч, мы так и будем по 8 тысяч пешеходов в год сбивать в черте города. Сейчас в городе разрешено ездить со скоростью 80 км/ч, и это приводит к очень тяжелым последствиям. Мы говорим, что в целом надо систему со скоростным режимом приводить в порядок», — заявил Васильев в ходе пресс-конференции, организованной «Российской газетой».
Снижение городской скорости до 50 км/ч поддерживают власти многих регионов, включая столичный. Например, руководитель ЦОДД Москвы Михаил Кизлык постоянно говорит о том, что это требования безопасности: «Эксперты всего мира давно признали, что в городе скорость движения должна быть такой, чтобы при столкновении пешехода и автомобиля у первого была возможность выжить».
В ряде городов местные власти самостоятельно установили на участках дорог ограничения 50 км в час. Аналогичные изменения подготовили и власти Подмосковья. По словам министра транспорта области Алексея Гержика, изменения должны затронуть дороги, на которых был проведен комплекс работ по повышению уровня безопасности. «Будет принято решение о снижении скоростного режима с 60 до 50 км/ч на тех участках, где данная мера действительно необходима для повышения безопасности», — говорил Гержик.
Еще 1 апреля власти Подмосковья должны были ввести ограничение 50 км/ч сразу в 36 городах региона, но из-за карантина изменения пока поставили на паузу. Кроме того, чиновники решили дождаться нового КоАП. Как объяснили Autonews.ru в пресс-службе областного Минтранса, проект изменения скоростного режима требуется согласовать с ГИБДД.