branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Иван Ананьев
Подписаться на Telegram-канал

Отмена нештрафуемого порога 20 км/ч. Власти начнут с городов

Уменьшить нештрафуемый лимит с 20 до 10 км/ч сначала планируют в мегаполисах, где заодно могут снизить максимальную скорость до европейских 50 км в час
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

В июне власти начнут обсуждение нового КоАП, в который внесут целый ряд новых или измененных автомобильных статей. Изначально в новый КоАП планировали внести более высокие штрафы для водителей, но впоследствии от них отказались. Вместо этого власти могут уточнить формулировки, ввести более подробные градации для некоторых нарушений, а также отменить пресловутый нештрафуемый порог превышения скорости на 20 км/ч, который вызывает так много споров.

Новый виток обсуждений этого вопроса вызвало заявление члена комитета Госдумы по транспорту Александра Васильева, который сказал, что многие санкции в действующем КоАП требуют пересмотра, а нештрафуемый порог в 20 км/ч нужно убирать. Иначе, по мнению парламентария, после завершения карантина на дороги вернутся старые проблемы и плохая статистика аварийности.

20 км/ч собираются отменить в крупных городах

Не исключено, что власти в итоге придут к компромиссному варианту, при котором нештрафуемый порог будет снижен с 20 км/ч до 10 км/ч только в крупных городах, а глобально останется прежним. Об этом говорит и смягчение риторики главы столичного дептранса Максима Ликсутова, который является одним из главных сторонников успокоения скоростного режима. В феврале Ликсутов вновь предложил вернуться к вопросу отмены нештрафуемого порога, однако в этот раз говорил уже только о городских ограничениях, добавив, что на трассах порог 20 км/ч можно оставить в нынешнем виде.

Фото: Алексей Белкин / ТАСС Колонки 3 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять
Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС Колонки 4 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять

«Мы, поговорив с экспертами, ведущими научными организациями, такими как университет МАДИ, Высшая школа экономики, понимаем, что если мы хотим кардинально снизить смертность на дороге, то в городах, конечно, неадминистрируемый порог должен быть не выше 10 км в час. Почему? Потому что, если брать ситуацию в Москве, более 50% смертности на дорогах — это из-за превышения скорости», — объяснил свою позицию заммэра Москвы.

Точно такой же позиции придерживаются некоторые чиновники федерального уровня. Так, глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев в явной форме предлагал провести своего рода эксперимент на городах-миллионниках: «Нештрафуемый порог мы не будем уменьшать, он останется 20 км/час. Мы только предложили одно, что в городах-миллионниках, плюс в Москве и Санкт-Петербурге, сделать 10 км/час этот порог». Все остальные нормативы, по мнению Москвичева, предлагается увеличивать, если это позволяют дорожные условия.

Наконец, за поэтапное снижение нештрафуемого порога выступал вице-премьер Максим Акимов, который в конце 2019 года пообещал, что это точно произойдет, но постепенно. Акимов предлагал сначала отказаться от +20 км/ч в крупных городах и только потом в других населенных пунктах и на магистралях.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

«Делать мы это точно будем — у нас ни с технической точки зрения, ни с точки зрения правил установки средств фотовидеофиксации нет никаких сомнений, что и точность показаний приборов в автомобиле, и точность работы камер абсолютно точно позволяют с совсем небольшой погрешностью наказывать водителей за превышение скоростного порога», — говорил Акимов. Однако с приходом нового премьер-министра Мишустина он покинул пост вице-премьера и стал гендиректором «Почты России».

Чиновники и силовики против реформы

Нештрафуемый порог +20 км/ч появился в 2013 году, когда была отменена статья КоАП, штрафующая за превышение на 10 км/ч на сумму 100 рублей. Автор поправок, заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, объяснил Autonews.ru, что порог увеличили из-за несовершенства камер фотовидеофиксации. Кроме того, администрирование и рассылка столь незначительных штрафов обходились бы дороже самого наказания.

Сейчас, когда погрешность камер не превышает 1–3 км/ч, чиновники готовы вернуть наказания за минимальное превышение, но прежде требуют навести порядок в дорожной сети. Так, Вячеслав Лысаков неоднократно заявлял, что нужно провести аудит дорог и разобраться с неадекватными ограничениями скорости, а также поднять скоростной режим на качественных федеральных трассах.

Дискуссия продолжалась весь прошлый год с переменным успехом. Помимо Максима Ликсутова идею снижения нештрафуемого порога до 10 км/ч поддерживал замначальника ГИБДД России Владимир Кузин, который утверждал, что ДТП в России чаще всего совершаются именно по причине превышения скорости.

Однако самый сильный удар по сторонникам снижения нештрафуемого лимита нанес бывший премьер-министр Дмитрий Медведев. В декабре прошлого года он раскритиковал идею, отвечая на вопрос автомобилиста и мотивируя свое мнение тем, что водители начнут получать случайные штрафы: «Как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем. Иными словами, это будет поводом для того, чтобы большое количество людей привлекать к ответственности в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения. Иногда на спидометре этого даже не видно».

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Сразу после этого глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что он также против идеи снижения нештрафуемого порога. Свою позицию он подтвердил в марте. «Я против снижения порога до 10 километров в час. Эти меры надо вводить в совокупности с другими мерами — улучшение качества дорог со всеми другими составляющими», — заявил Колокольцев в программе «Москва. Кремль. Путин».

Скорость в городах могут снизить до 50 км/ч

Параллельно с проработкой вопроса об уменьшении нештрафуемого порога чиновники обсуждают вариант снижения максимальной скорости в городах. Так, член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев давно поддерживает европейские скоростные лимиты и постоянно напоминает о том, что скоростной режим надо менять. Вместе со снижением нештрафуемого порога, полагает депутат, это позволит сильно успокоить трафик и повысить безопасность на дорогах.

«Если не снизить скорость в черте города до 50 км/ч, мы так и будем по 8 тысяч пешеходов в год сбивать в черте города. Сейчас в городе разрешено ездить со скоростью 80 км/ч, и это приводит к очень тяжелым последствиям. Мы говорим, что в целом надо систему со скоростным режимом приводить в порядок», — заявил Васильев в ходе пресс-конференции, организованной «Российской газетой».

Снижение городской скорости до 50 км/ч поддерживают власти многих регионов, включая столичный. Например, руководитель ЦОДД Москвы Михаил Кизлык постоянно говорит о том, что это требования безопасности: «Эксперты всего мира давно признали, что в городе скорость движения должна быть такой, чтобы при столкновении пешехода и автомобиля у первого была возможность выжить».

В ряде городов местные власти самостоятельно установили на участках дорог ограничения 50 км в час. Аналогичные изменения подготовили и власти Подмосковья. По словам министра транспорта области Алексея Гержика, изменения должны затронуть дороги, на которых был проведен комплекс работ по повышению уровня безопасности. «Будет принято решение о снижении скоростного режима с 60 до 50 км/ч на тех участках, где данная мера действительно необходима для повышения безопасности», — говорил Гержик.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Еще 1 апреля власти Подмосковья должны были ввести ограничение 50 км/ч сразу в 36 городах региона, но из-за карантина изменения пока поставили на паузу. Кроме того, чиновники решили дождаться нового КоАП. Как объяснили Autonews.ru в пресс-службе областного Минтранса, проект изменения скоростного режима требуется согласовать с ГИБДД.