branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Ждем рост цен». В Москве открылись автосалоны

Закрытые на карантин автосалоны в Москве открылись 1 июня после двухмесячного простоя. Дилеры рассказали об изменении цен и дефиците некоторых моделей
Фото: Егор Алеев / ТАСС
Фото: Егор Алеев / ТАСС

С 1 июня все дилерские центры в Москве начали работать в полную силу и продавать автомобили. Ограничение в рамках карантинных мер ввели во всех городах России еще 30 марта после распоряжения президента Владимира Путина.

Однако после того, как региональные власти смогли сами регулировать жесткость методов борьбы с распространением коронавируса, ограничения стали постепенно снимать. Сначала дилерам разрешили оказывать сервисные услуги, а в некоторых регионах быстро вернули и возможность продавать машины. Но в столице в силу эпидемиологической обстановки запрет продержался вплоть до этого времени — покупатели могли лишь забронировать автомобиль или приобрести его в режиме онлайн. Теперь продажа автомобилей открылась уже более чем в 40 российских регионах. Разбираемся, что ждет клиентов, которые приедут к дилерам после резкого падения продаж из-за режима самоизоляции.

Москва — самый крупный рынок в России

Открытие продаж в столице оживит весь российский авторынок в целом, уверен глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Олег Мосеев. В беседе с Autonews.ru он рассказал, что примерно одна пятая всех продаж новых автомобилей приходится именно на столицу.

Фото: РБК Новости 29 мая 2020 Половина россиян после пандемии решили приобрести личный автомобиль
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Коронавирус против автопрома 22 мая 2020 «Укрепление рубля не поможет». Автомобили подорожают в две волны

«Москва вместе с областью — самый крупный рынок новых автомобилей в России, область открыла продажи с 25 мая, теперь очередь и за столицей, — рассказал Мосеев. — При этом треть продаж уходит за пределы региона. Сюда приезжают из других городов, потому что тут у дилеров больше склады, в наличии больше моделей и местные дилеры исторически готовы давать больше скидок, чем региональные. Открытие рынка поправит общую динамику продаж по стране. Всего здесь сосредоточено порядка 350 автосалонов».

По оценке Мосеева, первыми в салоны придут те, кто не успел получить заказанный автомобиль после пандемии, а также те, кто забронировал машины онлайн и ждал возможности сначала получше изучить их до принятия окончательного решения. При этом эксперт уверен, что на новые автомобили сохранится стабильный спрос, хоть и не такой высокий: на уровне 50% от показателей прошлого года в среднеценовом сегменте и около 70% — в премиальном.

«Еще месяц назад мы были готовы к апокалиптическому сценарию. Но сейчас наш прогноз по российскому рынку — падение продаж на 30%. Компенсировать недопродажи апреля и мая за оставшиеся месяцы не получится. Но все будет не так ужасно, как казалось месяц назад», — поделился эксперт.

Фото: Toyota
Фото: Toyota

В РОАД прогнозируют, что премиальный сегмент будет чувствовать себя более уверенно, чем масс-бренды. «В каждый кризис доля премиума увеличивается до 10-11% от общего объема продаж, потом падает примерно до 9%, — уточнил Мосеев. — В этом году доля продаж в премиальном сегменте может вырасти до 11-12%».

Эксперт объясняет эту динамику тем, что более обеспеченные слои населения традиционно чувствуют себя более уверенно в кризис. При этом многие клиенты приняли решение о покупке второго и даже третьего автомобиля в семью именно по причине пандемии — чтобы обезопасить себя от вируса и не пользоваться такси и другим общественным транспортом. Дальнейшие прогнозы Мосеев делать отказался: «Все будет зависеть от цен на нефть, от того, не будет ли второй волны коронавируса. Открываемся 1 июня, а там посмотрим», — заключил он.

Дилеры готовы работать по новым стандартам

Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин рассказал Autonews.ru, что дилерские центры уже давно готовы к открытию.

«Еще в апреле Минпромторг опубликовал список требований по организации деятельности в соответствии с новыми стандартами безопасности, и уже через несколько дней все эти меры были исполнены в наших дилерских центрах, — поделился Петрунин. — Всех сотрудников и клиентов мы, безусловно, обеспечим масками, перчатками и антисептиками, все помещения и автомобили будут проходить дезинфекцию, в автосалонах нанесена специальная разметка».

По словам представителя дилерского сообщества, автомобили на складах и в наличии компании есть, однако по определенным моделям наблюдается дефицит. Это связано с тем, что заводы в России и в Европе приостанавливали работу.

«Но сейчас все заводы работают, и производители быстро пополняют склады. За один-два месяца этот пробел будет восполнен, — заверил Петрунин. — В июне мы ожидаем проявление небольшого отложенного спроса. Так, за два месяца люди уже устали сидеть дома, и те, кто хотел купить автомобиль, но по каким-то причинам не сделал этого онлайн, скорее всего, поедут в автосалоны. Трафик в июне, вероятно, будет выше, чем в апреле и мае, вместе взятых».

Фото:  Mitsubishi
Фото:  Mitsubishi

В «АвтоСпецЦентре» также рассказали, что производители анонсировали небольшой рост цен на новые поставки автомобилей. «Рост цен связан как с выходом новых моделей, так и с ростом доллара — в основном это касается импортируемых брендов, которые больше вырастут в цене, — уточнил эксперт. — Некоторые производители повысили цены еще в марте, но в целом большинство локализованных брендов старается сдерживать рост цен».

Автопроизводители: проблем с ожиданием не будет

Ряд опрошенных Auotonews.ru производителей также подтвердили, что их дилерские центры полностью готовы к работе.

«Возможно, кому-то из дилеров потребуется пара-тройка дополнительных дней для выполнения всех санитарно-эпидемиологических норм, однако глобально мы можем говорить о готовности всей сети к открытию, — поделились в Hyundai. — Что касается моделей, то сейчас и в Москве, и в регионах у дилеров, конечно, есть определенный запас. То есть проблем с ожиданием не будет».

В компании также отметили, что при продажах рассчитывают на усиленную программу господдержки, а также на собственную программу трейд-ин. «Что касается цен, то к настоящему моменту мы сдерживаем рост цен, несмотря на изменения курса рубля». В компании рассчитывают, что в июне «восстановление рынка продолжится».

В Kia, в свою очередь, Autonews.ru сообщили, что на сегодняшний день порядка 70% дилеров марки по всей России уже открылись. «Также в нормальном режиме функционируют заводы наших партнеров, склады автомобилей и запчастей, все другие элементы логистической цепочки. И даже после окончания действия режима самоизоляции и других непосредственно связанных с пандемией ограничительных мер все дилеры Kia в России продолжат максимально тщательно соблюдать противовирусные санитарные и профилактические требования», — заявили в компании. Там отметили, что для удобства выбора автомобилей теперь больше услуг, включая оценку своей машины в трейд-ин, можно будет провести в онлайн.

Аналитик: доля продаж в Москве вырастет

Между тем главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов прогнозирует, что московская агломерация в ближайшее время может существенно увеличить свою долю на российском рынке. «Это произойдет просто в силу того, что спрос здесь будет снижаться значительно медленнее, чем в регионах, — рассуждает эксперт. — Если к концу года на Москву и область будет приходиться до 35–40% всех продаж новых автомобилей, это не станет сюрпризом для участников».

Фото: Audi
Фото: Audi

Антонов уверен, что после возобновления продаж столичный рынок покажет положительную динамику благодаря отложенному спросу. Однако считает, что эффект нивелирует «просадка рынка в результате снижения платежеспособного спроса». Эксперт считает, что июнь может принести кратный рост продаж к апрелю-маю из-за эффекта низкой базы, поскольку «продажи при закрытых дверях были единичными». Но к среднегодовым уровням просадка может оказаться более 20–25%.

В апреле в России было продано 38 922 новых автомобиля, что на 72,4% меньше, чем в том же месяце прошлого года. На этом фоне на поддержку отечественного авторынка выделили порядка 20 млрд рублей. Из них на самые интересные для рядовых покупателей программы льготного автокредитования выделят 7 млрд рублей. Речь идет в первую очередь о таких программах, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», по которым покупатели новых машин стоимостью пока только до 1 млн руб. могут рассчитывать на скидку 10% от цены при внесении первого взноса. В Минпромторге уже заявили, что после снятия режима ограничений в различных регионах наиболее выгодное предложение по приобретению новых российских автомобилей можно получить именно сейчас.