С 1 июня все дилерские центры в Москве начали работать в полную силу и продавать автомобили. Ограничение в рамках карантинных мер ввели во всех городах России еще 30 марта после распоряжения президента Владимира Путина.
Однако после того, как региональные власти смогли сами регулировать жесткость методов борьбы с распространением коронавируса, ограничения стали постепенно снимать. Сначала дилерам разрешили оказывать сервисные услуги, а в некоторых регионах быстро вернули и возможность продавать машины. Но в столице в силу эпидемиологической обстановки запрет продержался вплоть до этого времени — покупатели могли лишь забронировать автомобиль или приобрести его в режиме онлайн. Теперь продажа автомобилей открылась уже более чем в 40 российских регионах. Разбираемся, что ждет клиентов, которые приедут к дилерам после резкого падения продаж из-за режима самоизоляции.
Открытие продаж в столице оживит весь российский авторынок в целом, уверен глава ассоциации российских автодилеров (РОАД) Олег Мосеев. В беседе с Autonews.ru он рассказал, что примерно одна пятая всех продаж новых автомобилей приходится именно на столицу.
«Москва вместе с областью — самый крупный рынок новых автомобилей в России, область открыла продажи с 25 мая, теперь очередь и за столицей, — рассказал Мосеев. — При этом треть продаж уходит за пределы региона. Сюда приезжают из других городов, потому что тут у дилеров больше склады, в наличии больше моделей и местные дилеры исторически готовы давать больше скидок, чем региональные. Открытие рынка поправит общую динамику продаж по стране. Всего здесь сосредоточено порядка 350 автосалонов».
По оценке Мосеева, первыми в салоны придут те, кто не успел получить заказанный автомобиль после пандемии, а также те, кто забронировал машины онлайн и ждал возможности сначала получше изучить их до принятия окончательного решения. При этом эксперт уверен, что на новые автомобили сохранится стабильный спрос, хоть и не такой высокий: на уровне 50% от показателей прошлого года в среднеценовом сегменте и около 70% — в премиальном.
«Еще месяц назад мы были готовы к апокалиптическому сценарию. Но сейчас наш прогноз по российскому рынку — падение продаж на 30%. Компенсировать недопродажи апреля и мая за оставшиеся месяцы не получится. Но все будет не так ужасно, как казалось месяц назад», — поделился эксперт.
В РОАД прогнозируют, что премиальный сегмент будет чувствовать себя более уверенно, чем масс-бренды. «В каждый кризис доля премиума увеличивается до 10-11% от общего объема продаж, потом падает примерно до 9%, — уточнил Мосеев. — В этом году доля продаж в премиальном сегменте может вырасти до 11-12%».
Эксперт объясняет эту динамику тем, что более обеспеченные слои населения традиционно чувствуют себя более уверенно в кризис. При этом многие клиенты приняли решение о покупке второго и даже третьего автомобиля в семью именно по причине пандемии — чтобы обезопасить себя от вируса и не пользоваться такси и другим общественным транспортом. Дальнейшие прогнозы Мосеев делать отказался: «Все будет зависеть от цен на нефть, от того, не будет ли второй волны коронавируса. Открываемся 1 июня, а там посмотрим», — заключил он.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин рассказал Autonews.ru, что дилерские центры уже давно готовы к открытию.
«Еще в апреле Минпромторг опубликовал список требований по организации деятельности в соответствии с новыми стандартами безопасности, и уже через несколько дней все эти меры были исполнены в наших дилерских центрах, — поделился Петрунин. — Всех сотрудников и клиентов мы, безусловно, обеспечим масками, перчатками и антисептиками, все помещения и автомобили будут проходить дезинфекцию, в автосалонах нанесена специальная разметка».
По словам представителя дилерского сообщества, автомобили на складах и в наличии компании есть, однако по определенным моделям наблюдается дефицит. Это связано с тем, что заводы в России и в Европе приостанавливали работу.
«Но сейчас все заводы работают, и производители быстро пополняют склады. За один-два месяца этот пробел будет восполнен, — заверил Петрунин. — В июне мы ожидаем проявление небольшого отложенного спроса. Так, за два месяца люди уже устали сидеть дома, и те, кто хотел купить автомобиль, но по каким-то причинам не сделал этого онлайн, скорее всего, поедут в автосалоны. Трафик в июне, вероятно, будет выше, чем в апреле и мае, вместе взятых».
В «АвтоСпецЦентре» также рассказали, что производители анонсировали небольшой рост цен на новые поставки автомобилей. «Рост цен связан как с выходом новых моделей, так и с ростом доллара — в основном это касается импортируемых брендов, которые больше вырастут в цене, — уточнил эксперт. — Некоторые производители повысили цены еще в марте, но в целом большинство локализованных брендов старается сдерживать рост цен».
Ряд опрошенных Auotonews.ru производителей также подтвердили, что их дилерские центры полностью готовы к работе.
«Возможно, кому-то из дилеров потребуется пара-тройка дополнительных дней для выполнения всех санитарно-эпидемиологических норм, однако глобально мы можем говорить о готовности всей сети к открытию, — поделились в Hyundai. — Что касается моделей, то сейчас и в Москве, и в регионах у дилеров, конечно, есть определенный запас. То есть проблем с ожиданием не будет».
В компании также отметили, что при продажах рассчитывают на усиленную программу господдержки, а также на собственную программу трейд-ин. «Что касается цен, то к настоящему моменту мы сдерживаем рост цен, несмотря на изменения курса рубля». В компании рассчитывают, что в июне «восстановление рынка продолжится».
В Kia, в свою очередь, Autonews.ru сообщили, что на сегодняшний день порядка 70% дилеров марки по всей России уже открылись. «Также в нормальном режиме функционируют заводы наших партнеров, склады автомобилей и запчастей, все другие элементы логистической цепочки. И даже после окончания действия режима самоизоляции и других непосредственно связанных с пандемией ограничительных мер все дилеры Kia в России продолжат максимально тщательно соблюдать противовирусные санитарные и профилактические требования», — заявили в компании. Там отметили, что для удобства выбора автомобилей теперь больше услуг, включая оценку своей машины в трейд-ин, можно будет провести в онлайн.
Между тем главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов прогнозирует, что московская агломерация в ближайшее время может существенно увеличить свою долю на российском рынке. «Это произойдет просто в силу того, что спрос здесь будет снижаться значительно медленнее, чем в регионах, — рассуждает эксперт. — Если к концу года на Москву и область будет приходиться до 35–40% всех продаж новых автомобилей, это не станет сюрпризом для участников».
Антонов уверен, что после возобновления продаж столичный рынок покажет положительную динамику благодаря отложенному спросу. Однако считает, что эффект нивелирует «просадка рынка в результате снижения платежеспособного спроса». Эксперт считает, что июнь может принести кратный рост продаж к апрелю-маю из-за эффекта низкой базы, поскольку «продажи при закрытых дверях были единичными». Но к среднегодовым уровням просадка может оказаться более 20–25%.
В апреле в России было продано 38 922 новых автомобиля, что на 72,4% меньше, чем в том же месяце прошлого года. На этом фоне на поддержку отечественного авторынка выделили порядка 20 млрд рублей. Из них на самые интересные для рядовых покупателей программы льготного автокредитования выделят 7 млрд рублей. Речь идет в первую очередь о таких программах, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», по которым покупатели новых машин стоимостью пока только до 1 млн руб. могут рассчитывать на скидку 10% от цены при внесении первого взноса. В Минпромторге уже заявили, что после снятия режима ограничений в различных регионах наиболее выгодное предложение по приобретению новых российских автомобилей можно получить именно сейчас.