Россия постепенно выходит из режима ограничений, который был принят из-за пандемии COVID-19. На дорогах становятся больше машин, свою работу возобновили автосалоны, а в некоторых городах больше не нужны цифровые пропуска. Не собираются власти и отменять ряд новых законов, напрямую касающихся жизни автомобилистов. Мы вспомнили о главных нововведениях, которые должны заработать в ближайшее время.
С 1 июня в России изменились действующие программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». На льготные условия при покупке новых автомобилей теперь могут рассчитывать еще две категории граждан. В первую очередь это работники системы здравоохранения, принимающие участие в борьбе с пандемией COVID-19. Для них предусмотрена 10-процентная скидка на новую машину при покупке в кредит.
Похожие условия действуют для покупателей, которые решили сдать свой старый автомобиль возрастом от шести лет в трейд-ин. В этом случае, если они приобретают машину в кредит, им дадут скидку в 10%. Важно помнить, что рассчитывать на льготы могут только те покупатели, которые владеют автомобилем с пробегом не менее одного года, а стоимость приобретаемой машины не должна превышать 1 млн рублей. При этом не исключается, что в будущем власти увеличат эту сумму. В частности, дилеры просят у властей поднять планку стоимости субсидируемых моделей до 1,8 млн рублей. Всего же на программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» в 2020 году правительством России было выделено 17 млрд рублей.
В России с 1 июля 2020 г. вступят в силу более жесткие нормы импорта машин с правым рулем. Еще усложнится дальнейшая постановка на учет и эксплуатация таких автомобилей. Новые ограничения распространяются только на машины, которые начнут ввозить в страну после 1 июля 2020 года. Под запрет попала техника категорий M2 и M3. К ним относятся самосвалы и строительная спецтехника, а также микроавтобусы, грузовики, имеющие манипуляторы, и пассажирские автобусы.
Легковые автомобили относятся к категории М1, поэтому запрет на них пока не действует. Однако ввезти машины с правым рулем в Россию стало сложнее. Размер пошлины зависит от возраста, объема двигателя и экологического класса, кроме этого, владелец обязан получить технический сертификат о соответствии конструкции автомобиля требованиям безопасности. После этого водителю придется оплатить оформление, НДФЛ, НДС, акциз и утилизационный сбор.
Такие правила содержатся в новом ГОСТе 33670-2015 технического регламента Таможенного союза, одобренном Евразийской экономической комиссией. Этот документ должен был вступить в силу еще в прошлом году, однако власти решили перенести введение ограничений на 2020 год.
Владимир Путин поручил правительству подготовить план по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Испытания таких машин должны начаться в этом году. Причем уже в скором времени беспилотники смогут ездить в России без присутствия инженера-испытателя в салоне.
На данный момент Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) и Третье транспортное кольцо (ТТК) остаются основными магистралями для тестирования беспилотных машин в столице. Кроме того, тестируют машины и в некоторых спальных районах города. На данный момент в испытаниях участвуют автомобили «Яндекса» и один беспилотник Московского автодорожного института (МАДИ). Во время испытаний в салоне в обязательном порядке находится водитель, который в случае необходимости может взять управление на себя.
Новые правила легализации изменений в конструкции автомобиля заработают с 1 июля 2020 года. При переводе двигателя на газовое топливо, установке багажников, лебедок или фаркопов водитель должен предоставить машину на проверку в специальную лабораторию. Некоторые фирмы выдавали необходимое заключение дистанционно — по присылаемым фотографиям. Теперь эту практику хотят запретить. В этом случае водителям придется в обязательном порядке привозить тюнингованный автомобиль в лабораторию. Особенно на запрете настаивала Госавтоинспекция. В ведомстве считают, что прежде чем выпускать автомобиль с доработками на трассы, необходимо быть полностью уверенным в его безопасности.
По всей России этим летом инвалиды третьей группы получат право на бесплатную парковку. Поправки вступят в силу с 1 июля 2020 года. Рассчитывать на такую льготу инвалиды смогут при наличии у них ограничения способности к самостоятельному передвижению — 1-й, 2-й или 3-й степени выраженности. Такие же права получат россияне без этих ограничений, которые до 1 июля получили опознавательную наклейку «Инвалид» и пользовались правом на бесплатную стоянку на основании этого знака.
Кроме этого, уже этим летом автомобили инвалидов начнут регистрировать в Федеральном реестре инвалидов, а оттуда эти данные передадут администраторам парковок в регионах. Благодаря этому люди с ограниченными возможностями смогут парковаться в любом городе без риска получить штраф. Также в планах правительства начать выдавать знаки «Инвалид» в МФЦ или через сайт госуслуг.
В России 1 июля 2020 г. во всех пассажирских автобусах категории М2 и М3 в обязательном порядке хотят установить тахографы. Это устройство непрерывно ведет регистрацию маршрута и скорости движения, времени работы и отдыха водителей. Сейчас тахографами в обязательном порядке оборудуют пассажирские автобусы и грузовики с массой свыше 15 тонн, совершающие международные перевозки. Устройства отличаются по своим функциям: некоторые тахографы могут сразу глушить двигатель, как только водитель проедет за рулем разрешенное без сна время.
Из-за введенных в связи с пандемией коронавируса ограничений на маршрутах регулярных городских перевозок значительно упал пассажиропоток. В сложившейся ситуации Минтранс уже предложил перенести новые правила на следующий год. В ведомстве объяснили, что их инициатива затронет 96 тыс. городских автобусов и позволит снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. Окончательного решения по этому документу пока не принято.
В России из-за эпидемии коронавируса для приобретения полиса ОСАГО сейчас не надо предъявлять страховщику диагностическую карту. Однако власти предупредили, что такой режим продлится до 30 сентября. После этой даты водители должны в обязательном порядке пройти техосмотр. Автовладельцу необходимо предъявить страховщику диагностическую карту в течение месяца, не позднее 31 октября.
Правительство имеет право продлить указанные сроки, но на срок, не превышающий 90 дней. Водители, которые проигнорируют эти требования, могут столкнуться с серьезными проблемами. Так, в случае ДТП страховщик получит право взыскать с него выплаченные потерпевшему средства в полном объеме.
Такие правила устанавливаются законом о новых правилах выдачи ОСАГО. Стоимость полиса теперь может изменяться в зависимости от индивидуальных характеристик водителей. Например, на устанавливаемый страховщиками тариф повлияет степень соблюдения автомобилистом ПДД и агрессивность вождения. Власти ожидают, что нововведение снизит аварийность в стране.