Больше 40 лет прошло с момента открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве. Они стартовали 19 июля 1980-го года и стали грандиозным событием в истории СССР. Разумеется, подготовка и проведение этого масштабного мероприятия отразились и на жизни столичных автомобилистов. Некоторые водители того времени могут вспомнить спецпропуска на въезд в столицу и постоянные перекрытия дорог. Однако Олимпиада в Москве — это не только ограничительные меры, но и очень интересные автомобили, которые появились в столице тем летом.
Одним из официальных спонсоров Олимпиады-80 в Москве стал Mercedes-Benz. Соответствующий контракт немцы подписали с советской стороной еще в 1978 году. Непосредственно перед соревнованиями штутгартцы передали СССР 15 автомобилей в качестве безвозмездного дара. Разумеется, за другие партии машин Москва была вынуждена платить Mercedes-Benz деньги.
Самым популярным немецким автомобилем на Олимпиаде стал седан W123. Также в Москву поставлялась модификация машины с удлиненной колесной базой. Всего же к соревнованиям оргкомитет закупил около 1000 предшественников E-Class преимущественно с дизельными моторами. Немецкие седаны использовались в качестве такси для спортивных чиновников, милицейских нужд и почетных эскортов. После Олимпиады большинство седанов W123 отправились в гараж специального назначения или поступили в распоряжение чиновников и различных деятелей культуры.
ГАЗ-24 использовался как автомобиль сопровождения олимпийского огня. Спецпартия насчитывала восемь седанов и два универсала. Машины получили мигалки, как на автомобилях ГАИ, и радиостанцию. Еще одно новшество — увеличенный радиатор и менее чувствительная педаль газа. Это было сделано для того, чтобы водителю было удобнее ехать на медленных скоростях, не обгоняя бегущего спортсмена. Остальная техническая часть осталась без изменений — «Волга» оснащалась 2,4-литровым бензиновым агрегатом мощностью 95 л. с. и механической коробкой передач. Кстати, на «олимпийские» ГАЗ-24 с бело-золотой раскраской первыми установили номерные знаки новой серии ОЛМ, состоящие из четырех цифр и трех букв.
Самым массовым автомобилем Олимпиады-80 стал знаменитый РАФ-2203, выпускаемый Рижским автобусным заводом. Специально к соревнованиям на этом предприятии были выпущены различные модификации микроавтобуса. Только для сопровождения олимпийского огня инженеры подготовили пять особых РАФ-2907. Салон автомобилей, которые отправились из Греции в СССР, переоборудовали для перевозки резервных факелов и газовых баллонов. Также микроавтобус оснастили особой системой вентиляции, диваном для отдыха, холодильником и столом. От гражданских машин такой «рафик» также отличался необычным бело-золотым окрасом.
Еще одну партию автомобилей РАФ подготовили для технической поддержки велогонок. Для этого микроавтобус с индексом 2909 фактически превратили в пикап. Грузовая платформа машины предназначалась для перевозки велосипедных колес и необходимых инструментов для ремонта. Кроме этого автомобиль оснастили удерживающими устройствами для транспортировки резервных велосипедов и защитным тентом. А для перевозки академических гребных судов и байдарок использовалась другая модификация РАФ-2203 со специальным прицепом.
По территории Олимпийской деревни в Москве курсировал пассажирский автопоезд РАФ-3407-9225-9226. В его состав входили тягач и два прицепа, оборудованные пластиковыми креслами. Всего автопоезд мог перевезти 20 человек. Водитель имел в своем распоряжении громкоговорящую установку, с помощью которой объявлялись остановки. Всего по Олимпийской деревне курсировали 10 автопоездов. После окончания соревнований некоторые из них продолжили работать на ВДНХ.
Специально для перевозки судей во время спортивных соревнований по ходьбе и марафонскому бегу на Рижском автобусном заводе выпустили РАФ-2910 с электромотором. Микроавтобус мог проехать без подзарядки около 100 км, максимальная скорость электрокара — 50 км в час. Аккумуляторы устанавливались в задней части кузова. Кстати, зарядных станций для РАФ-2910 не предусматривалось — батареи в случае необходимости заменялись специальным погрузчиком. В отличие от обычного «рафика» у электробуса входные двери в салон были предусмотрены с обоих бортов машины. Также автомобиль оборудовался двумя столами, поворачивающимися креслами и аккумуляторами для питания необходимой судейской аппаратуры.
Еще одним судейским автомобилем стал РАФ-291. На крышу микроавтобуса могло устанавливаться табло для отображения результатов соревнований, а сзади машины появились двустворчатые двери.
Для перевозки олимпийцев в 1980 году в Москве чаще всего использовался автобус ЛАЗ-699Р, который окрашивался в необычный зелено-белый цвет. Эта модель начала выпускаться на заводе во Львове в 1979 году и считалась очень комфортной и современной. Автобус вмещал 41 пассажира и оснащался 175-сильным двигателем, который работал совместно с пятиступенчатой механической коробкой передач. Помимо самих спортсменов и делегаций ЛАЗ-699Р также обеспечивал перевозку зрителей и гостей столицы.
Еще одна модель Львовского автобусного завода — ЛАЗ-5255 — использовалась на Олимпиаде в качестве передвижного пресс-центра. Специально для журналистов салон был оборудован поворотными креслами, складными столиками и телевизорами.
Одним из самых необычных автомобилей на московской Олимпиаде стал автомобиль-фургон ЗИЛ-133Г1 для перевозки лошадей. Машина представляла собой длиннобазную модификацию трехосного грузовика ЗИЛ-133. Разработкой автомобиля занималось конструкторское бюро Шумерлинского завода в Чувашии. Автомобиль размером с автобус был окрашен в яркие цвета и мог перевозить шесть лошадей. Машина оснащалась специальными трапами, которые выдвигались из-под кузова, и специальным отсеком над кабиной для хранения сена. Также спецверсию оборудовали спальными местами для конюха, ветврача и тренера. ЗИЛ-133Г1 комплектовался 150-сильным мотором и мог разгоняться до 80 км в час.
Для перевозки еды и напитков на Олимпиаде использовались фургоны-рефрижераторы ЕрАЗ-37302. Всего на заводе в Ереване собрали 10 таких автомобилей. Фургон, построенный на лонжеронной раме, оснастили 95-сильным двигателем и четырехступенчатой коробкой передач. Дальнейшая судьба необычных автомобилей неизвестна. По слухам, машины использовались для доставки продуктов в центральные магазины столицы. Что касается самого ЕрАЗа, то в 2002 г. он был признан банкротом.
Самой продвинутой телевизионной машиной на Олимпиаде-80 стал ПАЗ-3916. В салоне автобуса располагались магнитофоны, видеокамеры, пульты видеорежиссеров, мониторы, звукозаписывающие устройства и кабельный отсек. Доработками телевизионного ПАза занимались на Кировоградском заводе радиоизделий, хотя сама машина собиралась в Павлово. Разумеется, основное внимание инженеры уделяли звукоизоляции рабочей зоны. У автобуса были две распашные двери справа и одна слева, а кабина водителя была полностью изолирована от салона. Всего на Олимпийских играх в Москве работали более 20 передвижных станций на базе ПАЗа.