В Госавтоинспекции подробно объяснили, действиями каких знаков должны были руководствоваться автомобилисты во время объявленных президентом оплачиваемых нерабочих дней. Так, согласно указу президента Владимира Путина, таковыми в России стали дни с 4 по 30 апреля включительно. Многие водители сразу отнесли весь этот период к выходным и требования ПДД соблюдали так, как это предписано делать по субботам и воскресеньям. Например, многие из тех, кто оставил автомобили во дворах в зоне действия знаков, разрешающих парковку и остановку только по выходным дням, не стали пренебрегать режимом самоизоляции и переставлять машины. Ведь, по их логике, водители ничего не нарушали.
Однако некоторым начали приходить штрафы за нарушения правил стоянки и остановки. Похожие вопросы возникли и у автомобилистов при заезде на выделенные полосы для общественного транспорта, передвижение по некоторым из которых открыто в выходные дни.
Чтобы разобраться в ситуации, член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман направил в апреле и мае запросы в ГИБДД с просьбой разъяснить, «обязаны ли были автомобилисты исполнять требования дорожных знаков, установленных совместно с табличкой 8.5.2 «Рабочие дни», в период действия указа об объявлении в России нерабочих дней».
Окончательный ответ из Госавтоинспекции пришел уже после окончания этого необычного для всех россиян периода. Оказалось, что в ведомстве согласились с водителями и приравняли эти «оплачиваемые нерабочие дни» своим ответом к обычным выходным.
«Применение с дорожными знаками знака дополнительной информации (таблички) 8.5.2 «Рабочие дни» ограничивает действие знака только рабочими днями, — говорится в ответе ГИБДД. — Таким образом, в период c 4 по 30 апреля 2020 г. действия водителей, находившихся в зоне действия дорожных знаков, установленных совместно с информационной табличкой «Рабочие дни», не могли образовывать состав административного правонарушения».
Получается, что все автомобилисты, получившие подобные штрафы, могут их оспорить. К такому вывод сразу же пришел координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В частности, по его мнению, речь идет о тех, кто получил штрафы за езду по выделенной полосе в период самоизоляции. В свою очередь автор запроса Григорий Шухман уверен, что отмене подлежат и штрафы, полученные в эти дни за остановку под знаком 3.27 в сочетании с табличкой 8.5.2.
«С учетом сложившейся тяжелой экономической ситуации это будет совсем не лишним. К сожалению, ясность в этом вопросе появилась лишь сейчас, — написал Шкуматов в «Синих ведерках». Чтобы обжаловать штрафы «за выделенку» в объявленные президентом нерабочими дни, водителям придется идти в суд. Но даже если автомобилист оплатил взыскание, право на обжалование у него все равно сохраняется. Когда штраф будет отменен, деньги будут возвращены по реквизитам, указанным автовладельцем».
Однако юрист Сергей Смирнов в беседе с Autonews.ru усомнился, что штрафы получится отменить. Он обратил внимание на то, что в ПДД нет разъяснений о том, что считается рабочими днями, а что «субботними, воскресными и праздничными днями».
«Поэтому мы можем руководствоваться положениями Трудового кодекса. Однако в ТК также нет определения «нерабочих дней» — только понятие «нерабочих праздничных дней», а это не одно и то же. Формально президент не объявлял рабочие дни выходными днями или праздничными. Он лишь ввел новый термин «нерабочие дни с сохранением заработной платы». С точки зрения ПДД это не одно и то же. На мой взгляд, у водителей шансы отменить постановления о привлечении к ответственности не так однозначны. Все зависит от того, какую позицию займут суды при вынесении первичных решений по жалобам, ну и Верховный суд, когда до него дойдет вопрос», — объяснил Смирнов.
Юрист Михаил Никитин усомнился в том, что у получивших штрафы водителей получится легко восстановить сроки их обжалования. Но даже если это водителю удастся, суд может не прислушаться к позиции ГИБДД.
«Пока мне сложно представить аргументы, которые легко принял бы второй кассационный суд общей юрисдикции для восстановления сроков обжалования, — сказал Никитин. — Да, появилась позиция ГИБДД, но законодательство в этой области не предусматривает такой нормы, как вновь открывшиеся обстоятельства. Можно попробовать зайти с общей формулировкой о том, что каждому гражданину у нас гарантируется право на защиту. Но даже если это и получится, надо еще посмотреть, как сами суды для себя определяют это понятие «нерабочих дней», — с точки зрения исчисления процессуальных сроков суды никаких исключений не делали».
Никитин признался, что как автомобилист не рассматривал объявление нерабочих дней как бонус для водителей. «Презумпция невиновности у нас не работает, поэтому даже если казалось совершенно логичным, что нерабочие дни — это выходные, проверять на себе работу нашего законодательства я не хотел. Как оказалось, совершенно оправданно. Ведь штрафы водители получали не только в Москве, где действует свое законодательство на уровне субъекта и ряд штрафов выписывают сами городские власти, но и в регионах».
В свою очередь адвокат Серей Радько также обратил внимание на то, что все разумные сроки для обжалования прошли. А обжалование уже вступивших в законную силу постановлений с осени 2019 г. происходит в кассационных судах — их по России всего несколько. И зачастую, чтобы обжаловать решение, приходится из региона приезжать в Москву. Если же нарушение зафиксировано в Мособласти, то рассмотрение жалобы должно проходить в первом кассационном суде общей юрисдикции, который расположен в Саратове. Все это изначально отбивает у несогласных со штрафами на небольшие суммы их оспаривать.
При этом эксперт считает, что некоторые приемы могут позволить автомобилистам при желании восстановить сроки обжалования. Кроме того, некоторые штрафы могли прийти совсем недавно и можно обойтись простой жалобой в ГИБДД или, если он был получен в Москве, в МАДИ.
«Если вы получили штраф, но в это время, например, были в больнице или соблюдали обязательный режим самоизоляции, все это может стать поводом для восстановления сроков обжалования, — объяснил Радько. — В суде нужно представить все доказательства того, что нарушение было совершено именно там, где ограничение действует только в рабочие дни. То есть сфотографировать саму табличку или даже запросить дорожную схему. Аргументы в письме ГИБДД изложены четко и красиво, это хороший аргумент в пользу отмены штрафов».
Радько считает, что разъяснения от ГИБДД поступили слишком поздно — уже после того, как водители стали получать штрафы. «В регионах все постановления выписывают в ГИБДД, понятно, что сначала из-за предложенной формулировки возникла некоторая путаница, посыпались вопросы, и реакция последовала только сейчас», — отметил адвокат.
В столице никакой путаницы со штрафами не возникло. Власти Москвы, где действуют отдельные нормы законодательства, сразу заявили, что «президентские» нерабочие дни не будут считать праздничными или выходными.
Поэтому никаких возможных льгот для платных парковок, которыми можно пользоваться без оплаты по воскресеньям и праздникам, не предвиделось изначально. То же самое касалось и всех ограничений, действующих в будние дни, включая пользование выделенными полосами для общественного транспорта.