Новая дорожная разметка начала появляться на дорогах России. Речь идет о тоннелях, где до недавнего времени преимущественно рисовали только сплошные полосы, — там будут рисовать прерывистые линии. Как выяснил Autonews.ru, в Москве первые изменения уже сделаны.
Раньше автомобилисты сталкивались с проблемой: из-за сплошной линии не могли обогнать слишком медленный транспорт в своем ряду без риска получения штрафа. По этой же причине не получалось и перестроиться в более удобную полосу для дальнейшего маневра — например, чтобы уйти на правый съезд.
Перестроение через сплошную, согласно ч. 1. ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», наказывается штрафом в 500 рублей. В Москве проезд в тоннелях контролируют дорожные камеры. Они фиксируют, на какой полосе находилась машина в момент заезда в тоннель. Если автомобиль выезжает уже с другой полосы, придет «письмо счастья». Теперь же у водителей появится возможность для маневров.
Автором изменений стал Экспертный центр Probok.net. Как рассказал Autonews.ru руководитель центра Александр Шумский, нововведение сделает жизнь водителей более удобной, снизит количество штрафов и пробок. Также оно должно избавить автомобилистов от лишних пробегов по городу из-за вынужденного пропуска съезда. По данным Шумского, до конца летнего сезона в столице изменят разметку в 23 тоннелях: на протяжении всего Садового кольца, на некоторых отрезках Третьего транспортного кольца и на некоторых съездах. Соответствующие указания столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) уже направил в московское ГБУ «Автомобильные дороги» (подтверждение имеется в распоряжении Autonews.ru).
Сейчас новая разметка уже появилась в двух тоннелях: в Дорогомиловском и на проспекте Мира в районе ВДНХ. На проспекте Мира, например, такая разметка позволяет занять удобное место для съезда на улицу Космонавтов в районе Останкино. При этом самый левый ряд все-таки сохранил сплошную линию.
«Эти идеи мы продвигали с 2017 года, сейчас новый начальник ЦОДД Михаил Кизлык решил к ним вернуться. В итоге из порядка 40 тоннелей, что есть в столице, в 23 мы к концу сезона полностью изменим разметку, — уточнил Шумский. — В уме мы держим еще как минимум 10, которые пойдут в работу после оценки эффекта от первой волны. Мы пока не замахивались на Лефортовский, Северо-Западный, Алабяно-Балтийский тоннели. Некоторые объекты в ЦОДД пока не согласовывают. Причины разные — например, в каких-то происходили серьезные аварии и власти хотят перестраховаться. Но я уверен, что в итоге мы изменим разметку в большинстве объектов».
Эксперт напомнил, что несколько лет назад в Москве построили тоннель на Варшавском шоссе в районе улицы Подольских Курсантов, на всех полосах сделали прерывистые линии «и ничего страшного не случилось».
«Если посмотреть на американский и европейский опыт, мы поймем, что этот прием повсеместно используется во всем мире, — объяснил Шумский. — У нас люди и сейчас это делают — где-то тихоход, где-то надо пропустить скорую или другой спецтранспорт. А потом приходят постановления. Теперь же водители не будут получать штрафы, смогут с удобством перестраиваться. Там на дорогах четыре полосы, в некоторых местах оставляют разметку в крайнем левом ряду, но я не думаю, что это обязательно. Например, на проспекте Мира ограничение 60 км/ч, все могут спокойно перестраиваться и там».
Шумский считает, что никакой опасности в виде ДТП изменение не принесет, скорее наоборот: водители смогут лучше прогнозировать ситуацию.
«Предыстория всего вопроса в том, что раньше обгон в тоннелях был запрещен. Но тогда обгоном считалось любое опережение, а теперь — только маневр с выездом на встречную полосу. Получается, что запрет снялся автоматически, а привычка с разметкой осталась, — рассказал Шумский. — Еще раньше считалось, что маневры в тоннелях опасны, потому что там плохое освещение, но сейчас во всех светло, колейности нет, полосы широкие, у них удобная траектория без резких виражей. Нет никакого дополнительного риска.
По словам эксперта, решение изменить организацию дорожного движения в тоннелях городские власти приняли самостоятельно — разрешение ГИБДД на это не требуется. Тем не менее в Госавтоинспекции могут высказать свое экспертное мнение, привести статистические данные и показатели аварийности, по которым на некоторых объектах такие изменения делать не стоит. В дальнейшем Шумский планирует собрать обращения от автомобилистов из других городов, чтобы внедрить актуальный опыт и у них.
«Изменения нужны и в других регионах, где много тоннелей: в Санкт-Петербурге, возможно, в Казани. Понятно, что сначала все посмотрят на Москву. Когда здесь все заработает, подтянутся и остальные», — подытожил Шумский.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов заявил в беседе с Autonews.ru, что такие изменения нужны были уже давно.
«У нас есть город Сочи, где построили тоннели в рамках подготовки к Олимпиаде, и никаких страшных аварий именно из-за такой разметки там не случалось, — напомнил Шкуматов. — В Москве сейчас есть большое количество тоннелей, где люди и так перестраиваются, например после ТТК под Ленинским проспектом. Если бы там все соблюдали правила, то в первых двух левых полосах была бы вечная пробка, а правые полосы всегда были бы пустыми. Еще ситуация, в которой я оказывался не раз: едешь в крайнем левом ряду, а там едет машина-пылесос ЖКХ со скоростью 2 км/ч. Ну не тащиться же за ним 20 минут. Обжаловать такие постановления и доказывать, что случилось, очень сложно — проще заплатить со скидкой».
Глава Федерации автомобилистов России (ФАР) Максим Едрышов изменения тоже поддержал. «Кто-то может медленно ехать, кто-то сломался — конечно, водители объезжают таких попутчиков, а потом получают штрафы. Напомню только, что лучше в тоннеле без необходимости лишний раз не перестраиваться. Но я не думаю, что, если такой разметки станет больше, люди станут больше нарушать. Те, кто устраивал «шашки» в тоннелях, будут делать это как в случае с прерывистыми, так и в случае со сплошными», — объяснил свою позицию Едрышов.
Autonews.ru направил дополнительные запросы о целесообразности таких изменений и их перспективах в ЦОДД Москвы и ГУ МВД России по Москве.