Первый квартал 2020 года стал рекордным по показателям на рынке автокредитования. В январе—марте в кредит было продано наибольшее количество автомобилей за последние семь лет. Больше всего кредитов на машину было выдано в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, а также в республиках Татарстан и Башкортостан. С ростом курса рубля и мер по предотвращению пандемии люди стремились покупать все, что еще не успело подорожать и было в наличии.
Однако режим самоизоляции и последующий за ним обвал авторынка повлияли и на количество выданных кредитов. Несмотря на рост заявок, автокредитов стали выдавать меньше из-за общего снижения покупательной способности населения, закрытия дилерских сетей и невозможности части банков оформить кредит офлайн.
Кроме того, банки в период пандемии стали более разборчивы. Все вышеперечисленное привело к общему снижению рынка автокредитования по итогам апреля на 80%. Майские показатели будут рассчитаны только к концу июня, но, по данным экспертов отрасли, на прежний уровень автокредиты вернутся нескоро.
По данным Национального бюро кредитных историй, в апреле 2020 года средняя сумма автокредита с учетом как новых машин, так и автомобилей с пробегом составила 697 400 рублей. По сравнению с мартом текущего года данный показатель упал на 17,8%, так как средняя сумма автокредита в марте была еще 848 800 рублей. Снижение отмечено и в сравнении с апрелем прошлого года.
Генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин считает, что в период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадал именно сегмент автокредитов. По его словам, падение выдачи автокредитов составило более 80%.
«При этом сокращение выдачи происходило в основном за счет заемщиков хорошего кредитного качества, которые, как правило, снижают свою кредитную активность в периоды кризиса. Этим заемщикам банки делегируют максимальные суммы кредитов, — пояснил Викулин. — В сегменте автокредитования слабо развиты дистанционные каналы продаж, а традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось».
Важно также отметить, что в регионах с самыми крупными суммами займов были введены наиболее жесткие условия самоизоляции. Традиционно самые большие суммы по автокредитам банки выдают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. По словам гендиректора НБКИ, именно это могло привести к снижению среднего размера чека по кредиту на покупку машины в стране.
В апреле предоставление автокредитов снизилось примерно в пять раз, уточнил генеральный директор Объединенного кредитного бюро Артур Александрович. Во многом это обусловлено снижением доступности автосалонов, но есть и другие причины.
«Отчасти это также связано с ужесточением требований банков к заемщикам. При этом мы ожидаем, что спрос на автокредиты будет восстанавливаться медленнее, чем спрос на другие виды кредитов. Производство автомобилей хоть и локализовано, но все еще существенно зависит от курса иностранных валют, поэтому цены на автомобили будут расти ежемесячно. Часть заемщиков вместо покупки новой машины в будущем могут отдать предпочтение автомобилю с пробегом», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru гендиректор ОКБ.
Кроме того, сегмент кредитования, по словам эксперта, отличается низкой прибыльностью, а значит, большей чувствительностью к различного рода рискам. И в период возросших рисков банки как раз ужесточают требования к заемщикам в данном сегменте.
О сложностях в работе банков в связи с пандемией в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал и директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков. По его словам, доля кредитов снизилась с 55% в первом квартале до 40% в апреле—мае.
«Оказалось, что многие банки на практике были не готовы к продажам в онлайн-режиме и к дистанционной работе, несмотря на то, что в целом тема цифровизации и онлайна в последние годы является одной из самых приоритетных и модных в банковской сфере. Также мы видим, что замедлился срок рассмотрения заявок на кредит. В плане технологий часть банков не только не продвинулись вперед, но и даже откатились назад. Очевидно, что в дальнейшем им будет тяжело конкурировать с теми банками, кто не останавливался в своем развитии», — пояснил эксперт.
Сейчас количество заявок на автокредиты растет, однако уровень одобрения пока остается низким. «Стало больше ситуаций, когда клиент либо вообще не получает одобрения ни от одного из банков, либо получает одобрение в одном-двух банках, притом что заявка направляется минимум в десять банков. Спрос на автокредиты с наступлением лета вырос, но пока рано делать окончательные выводы. Что касается ставок, то с начала года существенных изменений в ставках по кредитам не было», — резюмировал директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр».