Господдержка российского автопрома, который сильно пострадал из-за пандемии коронавируса, затронула и льготное автокредитование. За период весеннего нерабочего простоя отрасль автокредитования обвалилась на 80%. Однако льготные кредиты всегда были на особом счету, потому что часть стоимости автомобиля покрывает государство.
С 1 июня условия получения льготного автокредита изменились. Список граждан, которые смогут воспользоваться программой, значительно расширился. Вырос и максимальный лимит стоимости автомобиля, приобретаемого в кредит. Теперь дилер делает скидку на машину в 10 или 25%, а ее автосалону компенсирует государство.
Для того чтобы получить скидку на новый кредитный автомобиль, нужно подпадать под несколько льготных программ. Условия программы «Первый автомобиль» требуют наличия водительского удостоверения и отсутствия автомобиля в собственности когда-либо ранее.
Программа «Семейный автомобиль» позволяет оформить льготный автокредит семьям даже с одним несовершеннолетним ребенком. Ранее воспользоваться программой могли только семьи с двумя и более детьми. По мнению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, новые правила также позволят многодетным семьям приобрести на более выгодных условиях новый автомобиль, отвечающий всем требованиям безопасности и позволяющий разместить в салоне до семи человек.
Приобрести автомобиль на льготных условиях с 1 июня также могут работники медицинских учреждений и те, кто сдает машину по программе trade-in, если возраст сдаваемого автомобиля более шести лет и он находился в собственности дольше одного года. Во всех вышеперечисленных случаях сумма субсидирования составит 10% от цены автомобиля (150 000 при стоимости машины 1,5 млн рублей). Только для жителей Дальнего Востока скидка составит четверть цены автомобиля — 25%. Так чиновники стараются удержать россиян от покупки популярных в регионе подержанных иномарок.
Такая же скидка, но уже в любом регионе с июня предоставляется при приобретении электромобиля. «Для стимулирования спроса на экологический вид транспорта в массовом сегменте проектом предусмотрена скидка в размере 25% стоимости приобретаемого в кредит электромобиля», — пояснили корреспонденту Autonews.ru в Минпромторге.
Субсидию от государства гражданам не выдают деньгами, эту сумму прибавляют к первоначальному взносу. Важно также учитывать, что государство уже не субсидируют процентную ставку, как было ранее. Срок кредита составляет до пяти лет. При этом нельзя участвовать в нескольких проектах, нужно выбрать только один. Все основные условия кредита отданы на усмотрение банка. Сегодня на рынке есть предложения со ставкой по автокредиту и 3,5% годовых, но в среднем по стране ставка составляет около 11%.
Помощь от государства прибавляют к первоначальному взносу. Его размер программой не регулируется — это решает банк. В среднем это не менее 10% стоимости автомобиля. Список банков, которые выдают автокредиты с господдержкой, ограничен. Банк, который оформляет кредиты в автосалоне, может не работать по госпрограмме.
Автомобиль, который можно купить по льготному кредиту, должен быть собран в России в условиях довольно высокой локализации. Однако теперь благодаря тому, что сумма ограничения стоимости автомобиля выросла до 1,5 млн рублей, список моделей расширился.
Взять в кредит с государственной скидкой теперь можно не только модели бюджетного сегмента, но и среднеразмерные кроссоверы и иностранные седаны в хорошей или даже топовой комплектации. Если цена автомобиля из-за допоборудования выходит за пределы нужной суммы, некоторые дилерские центры соглашаются на отдельный договор по допоборудованию и отдельный документ на приобретение автомобиля с суммой в пределах 1,5 млн рублей.
Субсидию можно оформить только на новый автомобиль. Он не должен быть зарегистрирован, а возраст машины не должен превышать одного года. Масса автомобиля должна быть не более 3,5 тонны. Производитель должен заключить специальное соглашение с государством и получить сертификат на модель.
Автомобили, которые можно приобрести по программе льготного автокредитования (расчеты для всех регионов, кроме ДВ, при первоначальном взносе в 10%) |
||||
Автомобиль | Мощность, л. с. | Стоимость, руб. | Размер субсидии, руб. | Размер кредита, руб. |
Hyundai Creta 2.0 AT 4WD |
150 | 1 399 000 | 139 900 | 1 119 200 |
Renault Kaptur 1.3 CVT 4x4 Style |
150 | 1 415 000 | 141 500 | 1 132 000 |
Kia Optima 2.0 MT Classic |
150 | 1 404 900 | 140 490 | 1 123 920 |
Nissan Qashqai 2.0 MT 2WD |
144 | 1 452 000 | 145 200 | 1 161 600 |
Peugeot 408 1.6 THP AT Allure |
150 | 1 149 000 | 114 900 | 919 200 |
Citroen C4 Sedan 1.6 AT Shine Ultimate |
150 | 1 496 000 | 149 600 | 1 196 800 |
Skoda Octavia 1.8 TSI DSG Ambition |
180 | 1 483 000 | 148 300 | 1 186 400 |
Lada XRAY Cross 1.6 CVT Luxe Prestige |
113 | 1 006 900 | 100 690 | 805 520 |
Volkswagen Polo 1.4 TSI DSG Exclusive |
125 | 1 209 900 | 120 990 | 967 920 |
УАЗ Patriot 2.7 АТ Edition I |
150 | 1 298 000 | 129 800 | 1 038 400 |
Электрокар Renault Twizy 8kw Cargo |
11 | 1 089 000 | 272 250 | 707 850 |
Машина должна быть в залоге у банка и застрахована по каско до выплаты кредита. Сейчас под условия программы подходят Lada XRAY, Kia Optima и Kia Ceed, Renault Duster и Kaptur, Hyundai Creta и Elantra, Skoda Octavia и Skoda Karoq, Nissan Qashqai и Terrano, а также другие модели, производимые в нашей стране.
Категория льготных автокредитов пострадала из-за пандемии, как и все другие отрасли. Однако с новыми правилами это направление может восстановиться гораздо быстрее, чем эксперты рассчитывали ранее. Еще в конце апреля на совместной встрече с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым президент России Владимир Путин распорядился направить на льготные программы поддержки спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» дополнительно 7 млрд рублей, тогда как в марте речь шла только о дополнительных 5 млрд рублей. По мнению правительства, дополнительное финансирование и новые правила позволят в 2020 году продать по программе льготного автокредитования около 150 000 автомобилей.
Новые условия программы неплохо восприняли и дилеры. В беседе с корреспондентом Autonews.ru руководитель по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян заявил, что обновленные меры выглядят достаточно эффективно, однако не стоит ждать от рынка чудес.
«Расширен объем денежных средств на реализацию программ до 25 млрд рублей, повышена до 1,5 млн максимальная планка стоимости автомобиля, снова появилась поддержка при сдаче старого автомобиля по системе trade-in, доказавшая свою эффективность ранее. Для брендов, чьи модели фигурируют в списке обновленных господдержек, программы будут хорошим подспорьем для сдерживания продаж от более существенного падения. Однако в целом, поскольку программа охватывает только определенную часть массового сегмента, ожидать какого-то значительного влияния на динамику продаж на рынке в целом не стоит», — пояснил представитель дилерской сети.