Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов рассказал, как режим самоизоляции повлиял на транспортную ситуацию в городе. Об этом он написал в своей авторской колонке на едином транспортном портале. Среди положительных трендов он отметил снижение аварийности, а также уменьшение пробок и выбросов вредных веществ. По мнению чиновника, это доказывает правильность действий властей по разгрузке центра города от автомобилей, которые ведутся в последние годы. В то же время Ликсутов предупредил москвичей о негативных сценариях, которые возможны при резком увеличении личного транспорта на дорогах столицы. По его словам, это может произойти из-за страха заражения коронавирусом в общественном транспорте.
В Москве, благодаря снижению количества автомобилей во время режима самоизоляции, число ДТП упало почти на 50%. Как заявил Ликсутов, эта цифра имеет огромное значение. В то же время чиновник подчеркнул, что масштабный рост использования автомобилей в Москве сразу же приведет к увеличению количества аварий, в том числе с пострадавшими и погибшими.
Максим Ликсутов считает, что риск заразиться коронавирусом в общественном транспорте ниже, нежели при поездках на личном автомобиле. По мнению чиновника, из-за ощущения безопасности в своей машине многие водители просто перестают соблюдать санитарные правила, так как думают, что защищены автомобилем.
«Почему личный автомобиль в ситуации с пандемией только кажется очень безопасным? Риск заражения при выходе из авто, в местах близкого контакта с другими людьми и поверхностями, например в небольших магазинах, офисах, подъезде или в лифте, по-прежнему остается относительно высоким», — объяснил чиновник.
Что касается общественного транспорта, то тут, по мнению чиновника, достигается максимально возможный уровень дезинфекции. Он объяснил, что регулярные уборки, строгий контроль масочного режима, санитайзеры и другие меры существенно снижают риск заразиться коронавирусом.
В Москве в период самоизоляции значительно сократились вредные выбросы в атмосферу. Так, концентрация диоксида азота в воздухе снизилась на 36% по сравнению с аналогичным периодом год назад, а содержание взвешенных веществ — на 23%. По словам Ликсутова, эти данные были получены NASA, Роскосмосом и департаментом природопользования Москвы. При этом чиновник напомнил, что до 90% вреда экологии наносят автомобили, особенно с двигателями экологического класса «Евро-3» и ниже.
«Активное использование автомобилей всеми, кому доступен этот вид транспорта, прежде всего приведет к тому, что уровень загрязнения воздуха вернется к привычным — опасным для здоровья людей значениям — и даже вырастет: по предварительным расчетам, концентрация вредных веществ диоксида азота (NO2) и взвешенных частиц (PM2.5) увеличится на 35–45% к уровню 2019 года», — объяснил Ликсутов.
Также Ликсутов считает, что активное использование автомобилей всеми, кому доступен этот вид транспорта, приведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных малоподвижным образом жизни. По данным чиновника, сегодня в России малоподвижны около 17% взрослых. Ликсутов предостерег, что значительный рост использования автомобилей среди населения увеличит эти цифры.
«Все это приводит к неутешительным расчетам: совокупный негативный социально-экономический эффект для города и горожан от ухудшения экологии, роста аварийности, негативного влияния на здоровье и потерь времени в заторах составит 750–800 млрд руб. в год (более 4% от валового регионального продукта города)», — резюмировал Ликустов.
По данным чиновника, до пандемии количество машин на дороге в движении достигало в час пик 600 тыс., что в десять раз превышает разгруженное ночное время. Избежать возвращения к этому сценарию Ликсутов собирается в помощью «сглаживания» пиковых часов, когда большинство москвичей едут на работу или возвращаются домой. Для этого, например, чиновник предложил работодателям изменить режим работы сотрудников.
«Если работодатели изменят режим работы сотрудников (конечно, только для тех, кому это будет удобно) так, чтобы часть из них начинали рабочий день в более широком интервале времени — с 6:00-7:00, как на многих предприятиях Германии и Канады, и до полудня вместо привычного 8:00-10:00, то нагрузка на транспортную инфраструктуру заметно снизится, возможности социального дистанцирования на городском транспорте существенно увеличатся», — пояснил чиновник.