Как дорожали автомобили с 2013-го по 2020-й
Сытые годы автопрома, финансовый кризис 2014-го, медленное восстановление рынка и очередной кризис — вспоминаем с ностальгией Skoda Octavia за 600 тысяч и Toyota Camry за миллион
Спецпроект 2 июля
Стагнация экономики из-за коронавируса и очередное пике рубля из-за падения котировок нефти вызвали новый виток роста цен на автомобили. Закрытие дилерских центров в период карантина грозит дилерам убытками, которые они тоже переложат на плечи клиентов. Пока продавцы в очередной раз переписывают прайс-листы, мы решили вспомнить ключевые моменты последних лет, которые сильно повлияли на цены.
Стабильность
и процветание
и процветание
В 2013 году Россия принимает спорный закон «Димы Яковлева», защищает Сирию в деле о химическом оружии и триумфально бьет американцев на чемпионате мира по легкой атлетике. Из тюрьмы по амнистии выходит Ходорковский и участницы Pussy Riot, а в Челябинске падает ставший знаменитым на весь мир метеорит. В России находит пристанище главный разоблачитель века Эдвард Сноуден, а в соседней Украине начинается Евромайдан.
После рекордного 2012 года, когда в России было реализовано 2,94 млн машин, автомобильный рынок начал проявлять признаки насыщения, и в 2013-м наступил небольшой откат. Но результат все равно впечатлял: 2,78 млн машин, масса моделей на любой вкус, загруженные заводы и сытая дилерская система. Эксперты рынка прогнозировали достижение уровня 3 млн машин в ближайшие годы. Средняя цена нового автомобиля, по подсчетам агентства «Автостат», составила 907 тыс. рублей.
Кризис и паника
Россия с успехом проводит зимние Олимпийские игры в Сочи, результаты которых впоследствии будут пересмотрены, но проваливает чемпионат мира по футболу в Бразилии. Волнения на Украине приводят к смене власти, Крым входит в состав Российской Федерации. В ответ многие страны вводят антироссийские санкции, страна закрывает рынок от ряда иностранных продуктов. Осенью обрушиваются цены на нефть, рубль падает до отметки 100 руб. за евро, начинается затяжной экономический кризис.
В начале года автомобильный рынок был очень стабильным, а цены повышались лишь только вслед за инфляцией или при выходе новых моделей. Но с началом кризиса из-за падения рубля производители вынуждены были повысить цены, пусть даже растянув этот процесс на многие месяцы. До конца года дилеры пытались держать цены на приемлемом уровне, а люди успели скупить все, что оставалось в дилерских центрах. Именно поэтому итоговый результат года с 2,49 млн проданных машин в этих условиях кажется очень приличным. Рост цен тоже оказался умеренным, а средний чек достиг отметки в 1 млн рублей.
Катастрофическое
падение рынка
падение рынка
В Минске подписывают соглашения об урегулировании конфликта на востоке Украины, Путин после долгого перерыва встречается с Обамой, а в России тракторами давят санкционные продукты. Российская авиация проводит операции в Сирии, а Турция сбивает российский самолет, отношения двух государств становятся враждебными. Россия широко отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. К концу года в стране запускают систему сбора платежей с грузовиков «Платон», которая вызывает протесты дальнобойщиков.
Катастрофа на автомобильном рынке наступила после новогодних каникул, когда дилеры переписали ценники уже всерьез и продажи рухнули вниз. Некоторые модели подорожали на 10–20%, на другие цены выросли больше. Больше других (на 40%) подорожал кроссовер Opel Mokka — машина в средней комплектации и с полным приводом продавалась за 1 345 000 руб. вместо прежних 965 000 рублей. Весной General Motors остановит российский завод и свернет продажи Opel и Chevrolet. Позже рынок лишится целого ряда других моделей и брендов. Средняя цена резко вырастает до 1,3 млн руб., а объемы продаж падают до 1,6 млн штук.
Стабилизация
и неспешный рост
и неспешный рост
Россия выводит войска из Сирии и восстанавливает отношения с Турцией, Госдума принимает закон о реновации, США останавливает выдачу виз гражданам России, разворачивается маховик допинговых скандалов, из-за которых российских спортсменов лишают медалей Олимпиады в Сочи и возможности выступать под флагом страны на Играх 2018 года. Открытием года становится биткоин, курс которого вырастает в 20 раз.
Скачков цен на автомобильном рынке больше не было, люди привыкли к новым цифрам, заработали программы господдержки, а рубль демонстрировал стабильность. Высокий отложенный спрос начал оживлять рынок, и в марте он перешел к медленному росту. Цены за год выросли примерно на 3%, а средняя достигла отметки 1,34 млн рублей. Самой популярной моделью стала иномарка — седан Kia Rio стоимостью 650 900 руб. против 383 900 руб. за начальную Lada Granta. В списке лидеров надежно прописался кроссовер Hyundai Creta с ценой от 789 900 рублей.
Торможение и откат
В России гремит дело журналиста Ивана Голунова, в Москве проходят массовые протесты оппозиции из-за выборов в городскую думу, а из Третьяковки на глазах у всех крадут картину Куинджи. В Сибири горят леса, а в Иркутской области случается сильнейшее наводнение. В Жуковском неисправный самолет садится на кукурузное поле. Антидопинговое агентство отстраняет Россию от всех международных соревнований.
Прошлый 2018 год не оправдал надежды автомобильного рынка — началась стагнация, а потом и медленное падение, которые объясняли реализацией отложенного после кризиса спроса, высокими ценами и отсутствием внятной господдержки. Серьезное влияние оказал и рост НДС. По итогам года рынок сократился на 2,3%, до 1,76 млн машин. При этом средняя цена, по подсчетам «Автостата», выросла до 1,56 млн рублей.
Легковое отделение Ford не выдержало конкуренции и свернуло работу, остановив свои заводы. Бывший бестселлер Ford Focus к этому моменту почти не продавался. Цены на премиум старших сегментов полетели в космос.
Нефтяной кризис
и коронавирус
и коронавирус
Нынешний год начался с роста утилизационного сбора. Эксперты заранее прогнозировали падение объемов продаж до 1,72 млн машин, поскольку при нынешнем уровне цен спрос в целом можно было считать удовлетворенным, а новых мер стимулирования рынка не предлагалось. А потом в дело вмешались сначала нефтяной кризис с падением рубля, а потом и коронавирус, который остановил производства и продажи по всему миру.
Кризис поначалу даже подхлестнул продажи, и в I квартале они выросли на 1,8%. Но уже в апреле компании начали поднимать цены на несколько процентов, а дилеры были вынуждены остановить работу на неопределенный срок. Сейчас Lada Granta стоит 460 900 руб., Toyota Camry — минимум 1 654 000 руб., а Volkswagen Tiguan подорожал до 1 619 000 руб., и это явно не предел. Каким будет итог года, сейчас не берется предсказать никто.
Фотографии: Getty Images (Jamie Squire, Chip Somodevilla, Ernst Haas, Alessia Pierdomenico, Thomas Trutschel, Dan Kitwood, Valya Egorshin, Quinn Rooney, Nora Tam), ТАСС (Юрий Смитюк, Дмитрий Серебряков, Сергей Бобылев).