branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Отмена нештрафуемых +20 км/ч: в ГИБДД все объяснили

Водителей взволновали новости о якобы заработавших штрафах за превышение скорости на 20 км/ч. Даже после объяснений ГИБДД многие не разобрались, что случилось. Как ездить и будут ли наказывать — в материале Autonews.ru
Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Автомобилистов встревожила очередная волна новостей о скорейшем введении штрафов ГИБДД за ненаказуемое сейчас превышение скорости на 20 км/ч. После выхода из режима самоизоляции многие водители решили, что пропустили важные изменения: о предстоящих событиях сообщили различные интернет-ресурсы, после чего новости распространились по соцсетям. Речь в них шла о внеплановой конференции ГИБДД, где якобы приняли решение о скорейшем введении одного из самых обсуждаемых в России штрафов. В редакцию Autonews.ru продолжают поступать вопросы, поэтому мы рассказываем, что по этому поводу заявили в ГИБДД.

Штраф за +20 км/ч: правда или вброс

В Госавтоинспекции новости о планах по внедрению нового штрафа за превышение +20 км/ч уже в ближайшее время назвали недостоверными.

«В интернете и социальных сетях со ссылкой на распорядительные акты должностных лиц органов государственной власти распространяется информация об ужесточении законодательства в области безопасности дорожного движения в отношении автомобилистов. Как правило, эта информация заканчивается ссылкой на рекламные ресурсы видеорегистраторов, антирадаров, а также других устройств и оборудования», — предупредили в ГИБДД.

Фото: Артем Коротаев / ИТАР-ТАСС Колонки 4 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нужно отменять
Фото: Алексей Белкин / ТАСС Колонки 3 октября 2019 За и против: почему нештрафуемый порог +20 км/ч нельзя отменять

По требованию Госавтоинспекции такие материалы оперативно удаляются из контента интернет-портала. Сейчас, по информации ведомства, уже заблокировано более 50 таких публикаций и свыше 15 каналов. «Госавтоинспекция призывает граждан скептически относиться к подобным информационным вбросам и не поддаваться на провокации», — заявили в ГИБДД.

Там напомнили, что ГИБДД не может самостоятельно принимать решения о внедрении новых штрафов. Согласно правилам, административную ответственность в области безопасности дорожного движения устанавливает федеральное законодательство. Информацию о внесении любых изменений обычно публикуют на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а утвержденный нормативный правовой акт размещают на официальном интернет-портале правовой информации.

В ГИБДД посоветовали для проверки подобных новостей использовать официальные интернет-ресурсы, в том числе сайт Госавтоинспекции.

Фото: Mos.ru
Фото: Mos.ru

Что нужно для появления штрафа

Чтобы любой новый штраф ГИБДД стал легитимным, его необходимо прописать в КоАП. И сейчас как раз самый подходящий момент для таких изменений, поскольку в Министерстве юстиции работают над проектом нового КоАП, а при ОНФ создана специальная рабочая группа по подготовке предложений и поправок в документ в части «водительского раздела». Несмотря на изначальное желание авторов изменений, работающих над автомобильными поправками, ужесточить действующие штрафы ГИБДД, спорную тему они пока обходят стороной.

После резкой критики предложенных штрафов Минюсту пришлось экстренно перекраивать «водительскую» главу и откатывать предложенные повышения к текущим размерам штрафов, а ответственность за превышение скорости на 10–20 км/ч в документе пока так и не появилась.

Так, в «водительской» части помимо уже привычных статей можно обнаружить следующие новые штрафы:

  • за мойку автомобилей в запрещенных местах (за это будут наказывать штрафом от 1 тыс. до 2 тыс. рублей);
  • за остановку на газонах, цветниках и иных территориях, занятых зелеными насаждениями, равно как и проезд автомобилей по этим объектам (штраф от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей);
  • за остановку, парковку, проезд по детским игровым и спортивным площадкам (штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а при автоматической фиксации пришлют постановление на 2,5 тыс. рублей);
  • оставление в нарушение установленных требований благоустройства территории разукомплектованных и (или) брошенных автомобилей (предупреждение или штраф от 1 тыс. до 3 тыс. рублей;
  • отказ от прохождения медосвидетельствования при наличии в автомобиле несовершеннолетнего (50 тыс. руб. и лишение прав на срок от двух лет до трех лет).

Об ответственности за превышение скорости на 10–20 км/ч там пока не говорится.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Что дальше будет с +20 км/ч

Тем не менее шансы на то, что ответственность за превышение скорости до +20 км/ч предложат включить в проект нового КоАП, еще существуют. Так, рабочая группа при ОНФ должна внести свои окончательные предложения до 29 июня. После чего в Минюсте должны оценить каждое из них и дать свой отзыв. Autonews.ru направил в Минюст соответствующий запрос.

Но текущая ситуация указывает на то, что шансы для включения в сам проект у идеи крайне низки: за последнее время идея лишилась поддержки ключевых представителей власти и превратилась больше в тему для политических манипуляций. Но даже в случае включения изменений в проект КоАП документ гарантированно столкнется с большими проблемами при рассмотрении в Госдуме.

Так, первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, автор поправки о нештрафуемом пороге в +20 км/ч, не раз заявлял Autonews.ru, что будет блокировать любые попытки отмены этой нормы, если такие предложения поступят в Госдуму. Ведь именно депутаты должны будут принять решение — одобрять поправки в КоАП или отправить документ на доработку. Лысаков уверен, что действующий сейчас в России скоростной лимит на трассах нужно повышать. И только после этого можно будет вводить новые ограничения.

Как менялось отношение к отмене нештрафуемого порога

Хотя решение о новых ужесточениях на дорогах для водителей пока буксует, в ГИБДД не раз заявляли, что считают недопустимым принятую в России езду со скоростью +20 км/ч. Глава ведомства Михаил Черников и сейчас продолжает считать, что «так быть не должно». Кроме того, в 2019 г. в ГИБДД провели крупную социальную кампанию «Однозначно», призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики». Акцию поддержали многие известные личности.

«Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — говорил глава Госавтоинспекции Михаил Черников, подводя итоги кампании.

Фото: 27.мвд.рф
Фото: 27.мвд.рф

Продолжают поддерживать идею и в московском департаменте транспорта. Так, в беседах и интервью с корреспондентами Autonews.ru глава ведомства Максим Ликсутов не раз обращал внимание на то, что формально в России существуют установленные ограничения скорости, но фактически многие водители ездят с превышением на 20 км/ч, поскольку наказания за это нарушение не существует. При этом у современных камер, установленных на дорогах Москвы, допущение по контролю скорости — до 3 км/ч.

В 2019 г. Ликсутов не исключал, что снижение нештрафуемого лимита превышения скорости с 20 до 10 км/час может произойти совсем скоро.

«Все зависит от Госдумы и Министерства транспорта, — говорил Ликсутов корреспонденту Autonews.ru в апреле 2019 г. на конференции «Безопасная дорога». — Эта практика должна быть распространена на все города России. В настоящее время в Москве есть ряд улиц, где при ограничениях 50 км/час автомобилисты едут со скоростью 70 км/час. Это недопустимо».

Ликсутов также поддержал идею общего снижения допустимого скоростного порога в городе. «Даже небольшое превышение скорости влечет за собой смертельно опасные последствия. У человека, попавшего под машину, которая едет на скорости 50 км/ч, шансы выжить — 60–70%, а если скорость 70 км/ч — то всего 8%», — приводили статистику в столичном департаменте транспорта.

Идею о штрафах за превышение скорости на 10–20 км/ч активно поддерживал уже бывший на текущий момент вице-премьер Максим Акимов. Он обещал, что изменения будут вводиться постепенно, в режиме пилотных зон. Акимов пояснял, что ни в одной стране мира, которая относит себя к цивилизованным, не считается допустимым превышать лимит скорости на 20 км/ч. Для пропаганды соблюдения ПДД он предлагал подключать современные каналы, такие как YouTube, и привлекать популярных блогеров.

Фото: Mos.ru
Фото: Mos.ru

В сентябре 2019 г. замначальника ГИБДД России Владимир Кузин рассказывал, что в МВД уже поддержали идею снизить порог как минимум до 10 км/ч вместо нынешних 20 км/ч. Он обещал, что необходимые поправки разработают и внесут в следующую редакцию КоАП.

Однако в конце 2019 г. в аппарате экс-премьер-министра Дмитрия Медведева рассказали о том, что глава правительства усомнился в целесообразности снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч. Сам бывший премьер напомнил, что МВД также не поддерживает эту инициативу.

«Я пока не предрешаю окончательного подхода, но как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем», — рассуждал Медведев.

В МВД отреагировали буквально на следующий день. Руководитель ведомства Владимир Колокольцев заявил, что он против идеи снижения нештрафуемого порога превышения скорости до 10 км/ч. Он также напомнил, что МВД выступает за то, чтобы увеличить разрешенные скорости на автомагистралях.

Затем произошла смена правительства — свои посты покинули и Акимов, и Медведев. По данным источников Autonews.ru, ряд автомобильных инициатив был переадресован новому премьер-министру Михаилу Мишустину. Однако пока Мишустин входил в курс дел, Россию накрыла пандемия коронавируса и автомобильная тема отошла на второй план.