Банк России снизил ключевую ставку по кредитам до самого низкого показателя в истории — 4,5%. Такая мера была воспринята как очередной способ поддержки населения, потому что после этого решения процентные ставки по всем кредитам, включая автокредитование, должны снизиться. Следующее заседание ЦБ по ставке назначено на 24 июля. Не исключено, что после него будут объявлены новые решения.
Отрасль автокредитования серьезно пострадала из-за пандемии коронавируса, количество кредитов на покупку автомобилей весной снизилось на 80%. Из-за самоизоляции ушли наиболее перспективные заемщики, а большая часть тех, кто все-таки пытался купить машину в кредит во время весеннего карантина, получала от банков отказ. Мы пообщались с экспертами автокредитования и представителями дилерских сетей, чтобы выяснить, как снижение ключевой ставки ЦБ может исправить положение и когда автокредиты подешевеют.
Cтоимость привлечения денег для банков снизилась на 1%, поэтому на столько же должна упасть и ставка по кредиту для заемщиков. Об этом в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал генеральный директор Объединенного кредитного бюро Артур Александрович.
«Впрочем, из-за возросших системных рисков в экономике банки будут снижать ставки по кредитам постепенно и аккуратно. В ходе восстановления экономики и возобновления конкуренции на рынке автокредитования ставки снизятся на указанную величину», - объяснил глава ОКБ.
С ним согласен и директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков. «Ставки по автокредитам, конечно, зависят от ключевой ставки Банка России. И ее снижение окажет влияние на ставку по автокредитам для заемщиков. Но это снижение будет наиболее ощутимо прежде всего для заемщиков хорошего кредитного качества, то есть тех, чей персональный кредитный рейтинг находится на достаточно высоком уровне. При этом для самого массового сегмента заемщиков наибольшее значение имеют государственные программы льготного автокредитования — «Первый/Семейный автомобиль». Именно отсюда идет основная поддержка автопрома со стороны автокредитования», — уточнил Волков.
Директор филиала финансовых услуг компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко, а также директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков тоже считают, что в ближайшие месяцы ставки по автокредитованию будут пересмотрены в сторону снижения.
«Мы надеемся, что это произойдет. Это помогло бы восстановить спрос на автокредиты и на автомобили. В мае сильно снизилась доля продаж автомобилей в кредит, увеличился процент отказов. Мы ожидаем восстановления кредитной доли, в том числе за счет снижения ставок и за счет расширения государственных программ поддержки», — пояснил Мольков.
Представительница компании «РОЛЬФ» Ольга Бойко рассказала, что до введения карантинных ограничений порядка 60% от розничных продаж новых автомобилей и до 20% продаж автомобилей с пробегом в компании осуществлялось в кредит.
«Во время действия режима самоизоляции количество кредитных сделок на авторынке снизилось. Тем не менее мы продолжали оформлять кредитные сделки в удаленном режиме. Сейчас продажи автомобилей в кредит восстанавливаются вместе с открытием шоурумов и оживлением рынка. В июне доля продаж в кредит продолжает увеличиваться, и прогнозная цифра сейчас на уровне 60% для сегмента новых автомобилей и 22% — для автомобилей с пробегом», — сообщила собеседница.
По мнению Бойко, сегодняшнее восстановление рынка обусловлено в том числе и изменением условий по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»: теперь они доступны более широкой аудитории потенциальных клиентов с увеличенной стоимостью автомобиля (до 1,5 млн рублей).
«С одной стороны, снижение реальных доходов делает покупку автомобиля за наличные недоступной для большого количества потенциальных покупателей. С другой — привлекательные условия по покупке автомобиля в кредит позволяют одновременно снизить размер ежемесячного платежа и сумму переплаты при покупке нового автомобиля или автомобиля с пробегом», — резюмировала представительница компании «РОЛЬФ».
В апреле автокредиты просели на 80% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Но в мае ситуация немного улучшилась — автокредитование обвалилось на 49% по сравнению с маем 2019 года. Эксперты уверены, что восстановление автокредитования продолжится и по итогам июня.
«Во многом спрос восстанавливается благодаря открытию автосалонов в Москве и реализации отложенного спроса, который жители столицы не смогли удовлетворить в апреле и мае. Дальнейшее восстановление спроса на автокредиты будет зависеть от нескольких факторов: от эффективности программ льготного автокредитования, но главным образом — от скорости восстановления российской экономики и курса рубля. Сейчас из-за ослабления российской валюты цены на автомобили будут расти ежемесячно», — пояснил корреспонденту Autonews.ru директор Объединенного кредитного бюро Артур Александрович.
Коллега нашего собеседника, директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, тоже считает, что в период карантинных мероприятий в апреле—мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов.
«В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. Как видим, по мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно восстанавливается и будет улучшаться в дальнейшем. Однако на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро», — резюмировал эксперт кредитной отрасли.