Новые предложения по автомобильным штрафам в рамках работы над проектом нового КоАП направили в Минюст участники рабочей группы при Общероссийском народном фронте (ОНФ), выяснил Autonews.ru. При этом ранее в Минюсте после резкой критики со стороны правительства и автомобилистов отказались от идеи увеличения штрафов, но члены рабочей комиссии все-таки посчитали нужным повысить ответственность за некоторые грубые нарушения. Ранее Autonews.ru опубликовал самые важные предложения, которые могут заметно упросить жизнь автомобилистов. Теперь же из 70-страничного документа мы отобрали самые серьезные штрафы, которые придумали для водителей и пешеходов.
В случае фактического превышения на 40–60 км/ч в пределах населенного пункта водителей предлагают штрафовать сначала на 2,5 тыс. рублей. Затем каждое последующее нарушение должно стоить 5 тыс. рублей. Вне населенного пункта — только на 2,5 тыс. руб. без прогрессирующей шкалы.
Превышение скорости от 60 км/ч в пределах города хотят наказывать штрафом в 5 тыс. руб. или лишением прав на срок 4–6 месяцев. Каждое последующее нарушение, по мнению рабочей группы, должно стоить 15 тыс. руб., или же водителя должны лишить прав на год. Вне населенного пункта, по мнению рабочей группы, за превышение от 60 км/ч достаточно штрафа в 5 тыс. рублей.
«Под фактической скоростью движения понимается скорость автомобиля в локальной зоне контроля либо его средняя скорость на протяженном участке, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — уточнили в рабочей группе.
Таким образом на законодательном уровне хотят заодно прописать и понятие средней скорости. Сейчас суды нередко отменяют подобные постановления, поскольку в них не указано конкретное время и место нарушения.
За установку заведомо подложных госномеров штраф предлагают поднять — с 2 тыс. руб. до 5 тыс. рублей. С небольшой поправкой — «за исключением случаев, когда это связано с погодными условиями на момент фиксации правонарушения».
В случае с непристегнутым ремнем водителей предлагают наказывать по новой схеме. Первый штраф в 1,5 тыс. руб. предлагают снизить до 500 руб., что со скидкой 50% можно рассматривать как предупреждение. А вот за повторное нарушение штрафовать сразу на 5 тыс. рублей.
Сейчас за езду без полиса ОСАГО полагается лишь штраф в 800 рублей. Получивший его водитель может спокойно продолжить движение. При этом если такие автомобилисты становятся виновниками ДТП, то пострадавшая сторона не может рассчитывать на компенсацию от страховой компании. Им приходится долго и зачастую безрезультатно судиться с виновником в рамках гражданского делопроизводства.
Чтобы исключить такие ситуации, внесено предложение полностью запретить эксплуатацию автомобилей без полиса. Сразу после обнаружения нарушения инспекторы ГИБДД должны будут отправить автомобиль на штрафстоянку, откуда его можно будет забрать только после оформления страховки.
Цена стоянки или остановки под запрещающим знаком — 1,5 тыс. руб. во всех городах России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, где придется заплатить 3 тыс. рублей. В рабочей группе считают этот штраф завышенным и настаивают на его снижении. Более того, эксперты предложили дифференцировать штраф в зависимости от длительности нарушения.
«Штраф за остановку в 10 секунд и штраф за парковку, которая создала затруднения движения, абсолютно одинаковый, что не соответствует степени общественной опасности. Есть примеры штрафов за остановку на три секунды. Предлагается разделить штрафы за кратковременную остановку в зоне действия знака (например, для высадки/посадки пассажира) и стоянку», — говорится в пояснениях.
Размер штрафа за проезд на красный сигнал светофора предложили поднять с 1 тыс. руб. до 5 тыс. рублей. Но при этом есть планы дифференцировать значимость нарушения. Так, поворот под «красную» стрелку оценивается по-прежнему в 1 тыс. рублей.
«Проезд на красный имеет две типовых разновидности: он может представлять собой как очень опасный проезд перекрестка на красный, так и вполне безобидный правый поворот на красный, когда погасла стрелка. Именно такие водители, не успевшие повернуть на «зеленую» стрелку, часто становятся легкой добычей инспекторов ГИБДД. Поэтому и появилось предложение разделить наказание за поворот на красный и за проезд перекрестка на красный», — отметили авторы документа.
Для ситуаций с мелкими авариями и «притертостями», которые водители иногда не замечают, а потом остаются без прав за оставление места ДТП, придумали альтернативное наказание в виде штрафа. Суду предлагается дать выбор — лишать автомобилистов прав на срок от года до полутора, как это происходит сейчас, или назначить штраф в 10 тыс. рублей.
«Сейчас любое незначительное ДТП приводит к тяжелейшим последствиям в виде лишения прав минимум на год. Под ударом курьерские службы, где водители вынуждены в тесном пространстве по нескольку десятков раз ежедневно пробираться по дворам. Профессиональные водители лишаются не только прав, но и работы минимум на год. Поэтому мы предлагаем альтернативу. Пусть суд оценит, при каких обстоятельствах был нанесен ущерб, покрыл ли виновник стоимость ремонта, и на основании этого примет решение», — отметили в рабочей группе.
В статью, предусматривающую ответственность за управление неисправным автомобилем, также предлагается внести ужесточение. За езду с заведомо неисправной тормозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством вместо 500 руб. предлагают выписывать штраф в 5 тыс. рублей.
«Санкция 500 руб. за управление автомобилем с явно опасным состоянием критически важных систем транспортного средства несоизмерима с общественной опасностью данного состава АПН, при котором эксплуатация ТС просто запрещена».
Разработанные ужесточения коснулись не только водителей. Так, нетрезвых пешеходов и велосипедистов авторы документа считают правильным штрафовать не на 500 руб., а на 5 тыс. рублей. Текущая ответственность, уверены активисты, не соответствуют значимости административного проступка.
Напомним, что Минюст опубликовал изменения проекта нового КоАП в июле. Документ проходит стадию общественных слушаний, после чего он должен получить оценку в правительстве, а после — отправиться на рассмотрение в Госдуму. При этом заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков ранее не исключал, что проект нового КоАП депутаты не успеют рассмотреть за короткую осеннюю сессию. А это значит, что в последующий предвыборный год от принятия фундаментальных решений политики вовсе могут воздержаться.