На полученный в собственном дворе странный штраф пожаловался автомобилист из Москвы — он уверен, что запрещающий знак установили незаконно и без ведома местных жителей. Инцидент произошел в тихом дворе на улице Юных Ленинцев на юго-востоке столицы. Автомобилист Павел Мишнаевский, как обычно, припарковался у своего дома — в парковочном кармане, где всегда было место для четырех машин. Однако на этот раз оказалось, что знаком 3.27, запрещающим остановку и стоянку, у кармана «отрезали» два парковочных места. Это, как позже понял водитель, сделала строительная компания, которая таким образом решила обеспечить более удобный проезд своей техники на стройплощадку неподалеку.
Запись в facebook пользователя Павел Мишнаевский
Водитель решил, что знак установлен незаконно: о планах строителей заранее его не извещали, а сам знак, как он решил, должен был быть обозначен как временный, то есть находиться на табличке с желтым фоном. Однако вскоре автомобилист получил штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) — машину сфотографировал пользователь приложения «Помощник Москвы». Согласно ст. 12.19. КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», в Москве за такое нарушение наказывают штрафом в 2,5 тыс. рублей, а в регионах — предупреждают или штрафуют на 500 рублей. Автомобилист уверен, что штраф получил необоснованно и намерен его оспорить.
«На фотографии с «письма счастья» не видно знака. На жалобу в МАДИ пришла отписка с объяснениями, что штраф назначен правильно, а сделать фотографию нарушения с другой точки невозможно. Про то, что знак выставлен с нарушениями, ни слова», — возмутился Мишнаевский.
Установка дорожного знака 3.27 «Стоянка/остановка запрещена» во дворах законна, заверил в беседе с Autonews.ru юрист Орест Мацала. Это предусмотрено п. 5.4.25 ГОСТа Р 52289-2019. Главное, чтобы знак был хорошо виден и был развернут лицевой стороной к водителям. Сама установка знака прописана в ряде документов. В том числе его расположение должно быть указано в ведомости размещения дорожных знаков (пп. 2 п. 71 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса от 26.12.2018 N 480).
«Проект организации дорожного движения должен включать в себя ведомость размещения дорожных знаков, которая состоит из перечня участков дорог и дорожных знаков с указанием для каждого из них номера, наименования и типоразмера, месторасположения в плане дороги и так далее», — объяснил юрист.
В соответствии с законом о безопасности дорожного движения водителей должны предупредить о планах по введению запрета или изменения схемы организации дорожного движения. А еще нужно и объяснить, зачем все это делается. Сделать это необходимо не позднее чем за 20 дней до установки новых знаков.
«Проинформировать водителей могут на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления, — объяснил Мацала. — Также это могут быть информационные стенды, размещенные вблизи от места установки соответствующих дорожных знаков или нанесения разметки, и другие доступные способы. Если такого информирования не провели, это может стать дополнительным аргументом в защиту получившего штраф».
Как обратил внимание эксперт, знак 3.27 в случае водителя Мишнаевского установлен как постоянный, что видно на фотографии. Следовательно, такая табличка, без сомнений, должна присутствовать на схеме (ведомости) размещения дорожных знаков.
«Из ст. 24.1 КоАП следует, что каждое дело должно быть рассмотрено полно, всесторонне, с выяснением всех обстоятельств. Полагаю, что в МАДИ при рассмотрении жалобы не запросили в ГИБДД и департаменте транспорта схему размещения дорожных знаков, — предположил Мацала. — А если знак не отражен в схемах и ведомостях, то существует реальный шанс на обжалование такого постановления. Это подтверждается судебной практикой — штрафы за парковку под несогласованными знаками отменяют».
Если же выяснится, что установка знака была законной, то шансов на успешное обжалование уже нет.
Вопросы организации дорожного движения в Москве отнесены к компетенции Центра организации дорожного движения (ЦОДД), МАДИ и департаменту транспорта. «Именно эти органы участвуют в разработке и правоприменении организации дорожного движения, в том числе согласовывают и утверждают установку дорожных знаков, — пояснила Autonews.ru автоюрист компании «Правокард» Анна Куклева. — Установка любого дорожного знака при любых обстоятельствах, независимо от того, ведутся строительные работы или нет, должна обязательно пройти согласование и утверждение в этих инстанциях».
По ее словам, если установка дорожного знака согласована, следовательно, его установка считается законной, как и полученные за его несоблюдение штрафы. Если же знак установлен незаконно и это будет подтверждено официальным письмом, то водители имеют полное право потребовать демонтировать знак, а полученные постановления можно будет обжаловать.
Также автоюрист обратила внимание на то, что если территория, на которой расположен дорожный знак, и парковочное место отнесены к имуществу собственников многоквартирного дома, а решение о его установке собственники не принимали, то и установка знака 3.27 будет считаться незаконной. «Если же дорожный знак и парковочное место относятся все-таки к муниципальному имуществу, то необходимо его согласование и утверждение в ЦОДД», — уточнила эксперт.
Подробную инструкцию для получивших такие постановления водителей составил юрист Михаил Никитин.
«Я бы рекомендовал сначала уплатить штраф со скидкой 50%. Это нужно для минимизации финансовых потерь в случае отрицательного результата, квитанцию об уплате штрафа необходимо сохранить или хотя бы сфотографировать», — посоветовал юрист.
После этого можно начинать обжалование. Сначала эксперт советует подать жалобу по формальным основаниям вышестоящему должностному лицу МАДИ. Параллельно следует направить обращение в управу или префектуру района через электронную приемную.
В жалобе следует поставить определенный ряд вопросов и требований:
- входит ли участок двора в улично-дорожную сеть (УДС);
- попросить провести комплексную схему организации дорожного движения на этом участке (КСОДД);
- проверить дислокацию технических средств организации дорожного движения (ТСОДД);
- предоставить данные о наличии разрешительной документации на ТСОДД и их наличие на комплексной схеме организации дорожного движения;
- предоставить данные о решении комиссии по БДД об установке этих знаков;
- предоставить план межевания территории и паспорт объекта дорожного хозяйства.
«После этих действий остается только ждать решения по жалобе вышестоящего должностного лица МАДИ, — уточнил Никитин. — Такую жалобу должны рассмотреть в течение десяти дней и в течение трех дней направить копию решения по адресу регистрации».
Если же получено отрицательное решение по жалобе, можно подавать жалобу в районный суд по месту фотофиксации, если не пропущен отведенный на это десятидневный срок.
Autonews.ru направил соответствующий запрос о проверках законности установки подобных знаков во дворах в департамент транспорта Москвы и МАДИ.