Массовые летние рейды ГИБДД по устранению неправильной тонировки начались по всей России. Согласно нормам действующего законодательства, светопропускная способность лобового стекла и передних стекол автомобиля должна быть не менее 70%. Тем не менее «многие водители игнорируют требования технического регламента и управляют автомобилями с сильно затонированными стеклами, что, в свою очередь, существенно сказывается на безопасности дорожного движения и подвергает угрозе жизнь и здоровье граждан», говорится в сообщениях региональных подразделений ведомства.
Большинство водителей объясняют, что глухая тонировка нужна им для защиты от солнца и экономии топлива за счет снижения нагрузки на работу кондиционера. Некоторые считают, что так «машины выглядят более стильно и дерзко». Есть и такие, которые прямо во время рейдов заявляют инспекторам, что сразу после устранения пленки отправятся в тюнинг-ателье.
Административный штраф за такое нарушение согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП составляет 500 рублей. Оплатить штраф нужно в течение двух месяцев. «В случае если водитель не соглашается устранить нарушение на месте, ему дополнительно выписывается требование о прекращении противоправных действий, по которому он должен устранить нарушение», — отметили в ГИБДД.
Важно, что в документе должно быть указано время, за которое автомобилист обязан удалить пленку.
В случае невыполнения требования об устранении тонировки водителя могут привлечь уже по более серьезной статье — невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие действия подпадают под определение ч. 1 ст. 19.3 КоАП — за это наказывают штрафом от 500 до 1000 рублей либо административным арестом на срок до 15 суток.
Особенно пристально за соблюдением правил тонировки следят в более жарких регионах, где таких автомобилей традиционно больше. Например, в Краснодарском крае. Там инспекторы ГИБДД регулярно проводят профилактические мероприятия под названием «Курорт-2020». Только в Сочи за один день (10 июля) сотрудники Госавтоинспекции привлекли к административной ответственности 42 автомобилиста.
В Татарстане, по данным пресс-службы ГИБДД по республике, с начала года инспекторы привлекли более 20 тыс. любителей тонировки. «Стекла, тонированные в нарушение нормативов, могут увеличить время реакции водителя, особенно в темное время суток, что может привести к ДТП с трагическими последствиями», — уточнили в ведомстве.
В Воронеже отчитались, что с начала года поймали более 7 тыс. таких нарушителей. А в Саратове уточнили, что за два дня рейда (7 и 8 июля) к ответственности привлекли 152 нарушителя. Большинство водителей согласилось снять тонировку на месте. Однако на семерых автомобилистов представители власти составили протоколы за неисполнение законных требований сотрудников полиции — штрафовать нарушителей или помещать под административный арест решают в судах.
Как отметил в беседе с Autonews.ru адвокат Александр Леманн, если нарушитель по такой статье попадает в суд впервые, его чаще всего штрафуют. Но если автомобилисту регулярно предъявляют такие обвинения либо есть другие штрафы, тогда шансы попасть под арест резко возрастают.
В Тюмени за год задержали уже 13 тыс. нарушителей правил тонировки. Как сообщили в ГИБДД Тюменской области, каждому десятому водителю в таком случае инспекторы выписывают требование на устранение недостатков. Остальные водители соглашаются снять темную пленку на месте.
Нередко водители игнорируют требования инспекторов, даже рискуя попасть под арест, либо отклеивают пленку и сразу после оформления штрафа отправляются на сервис, чтобы заново заклеить стекла. К примеру, в той же Тюмени в июле инспекторы задержали 33-летнюю автомобилистку на Volkswagen Passat, которую за три года 16 раз ловили за неправильную тонировку. В момент проверки на ней уже висело предписание по устранению, которое она проигнорировала. Поэтому автомобилистку сразу отвезли в суд.
Как уточнил адвокат Леманн, инспекторы имеют полное право сразу отвезти нарушителя в суд — если судья решит назначить административный арест, водителей отправляют под арест прямо на месте после оглашения вердикта. Так, недавно в Воронеже автомобилиста на SsangYong Kyron из Курска сразу поместили под арест за то, что он не исполнил предписание и не отклеил пленку. Правда, за ним числилось еще 130 неоплаченных штрафов.
Из-за тонировки между водителями и инспекторами ГИБДД иногда случаются серьезные конфликты. Так, в Вологде этим летом инспекторы остановили внедорожник Hummer — за неправильную тонировку. На сидящую за рулем 37-летнюю автомобилистку составили протокол. В этот момент приехал супруг задержанной на мотоцикле, сбил инспектора ГИБДД, протащил его около двух метров, после чего бросил мотоцикл, запрыгнул в Hummer и попытался скрыться. После погони водителя задержали и составили несколько протоколов, в том числе за управление мотоциклом по подложным номерам.
Бывает, что водители с глухой тонировкой стараются привлечь к себе дополнительное внимание. Например, в Алуште этим летом инспекторы оштрафовали автомобилиста на затонированном с нарушениями отечественном ВАЗ 2112 c нанесенными на борта надписями «Отдел по борьбе с коронавирусом COVID-19». Тонировку и наклейки с автомобиля по требованию полицейских водитель удалил на месте.
Вопросы о том, сколько времени есть у автомобилистов, чтобы избавиться от неправильной тонировки, перед ГИБДД периодически ставят не только сами водители, но и депутаты. Осенью 2019 года глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на один из таких запросов сообщил, что гражданам, которые управляют автомобилем с сильно тонированными стеклами, нужно дать возможность в «разумные сроки» устранить это нарушение.
«Соответствующие требования по отношению к водителям должны быть оформлены в письменной форме и содержать разумный срок (не менее суток), в течение которого такое требование подлежит осуществлению. Срок следует отсчитывать с момента выдачи письменного предписания устранить нарушение», — говорится в ответе ГИБДД.