branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

Автомобили и водители, которых боятся страховые. Секретный отчет

Кто и как оценивает манеру вождения, почему каршеринг и корпоративные машины чаще всего попадают в аварии и при чем здесь хип-хоп
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

В распоряжении Autonews.ru оказалось исследование телематической компании UBI Technologies о непрямых факторах, влияющих на ДТП. Согласно отчету, активные в социальных сетях обладатели черных автомобилей премиального сегмента, предпочитающие электронную музыку, получили наиболее высокую оценку аварийности, то есть вероятнее всего могут попасть в ДТП. Мы изучили данные телематики, все указанные факторы риска и спросили у страховых компаний, каких водителей они боятся больше всего.

Как оценивают водителей

Среди факторов, которые могут повлиять на наступление дорожной аварии, аналитики выделили как погодные явления и время суток, так и цвет, стоимость автомобиля, добавив в таблицу и личные предпочтения водителя по музыке и отношению к курению и алкоголю. Согласно данным исследования, самыми опасными участниками дорожного движения являются черные и красные автомобили каршеринга доступного премиума (Toyota Camry, BMW 3), которыми управляют водители с положительным отношением к алкоголю и с увлечением электронной музыкой, рэпом или хип-хопом. Наиболее опасный возраст водителя — 18–20 лет.

Фото: Олег Лозовой / РБК How to 16 июля 2020 Что делать, если попал в ДТП. Памятка
Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look How to 14 июля 2020 Что будет, если уехать с места мелкого ДТП. Разбор

Настороженность в плане аварийности также вызывают водители, чье хобби или заработок связаны с социальными сетями. Можно предположить, что это вынуждает водителей чаще заглядывать в экран телефона и отвлекаться от дороги. Автомобили корпоративного парка также считаются более рисковыми, чем личные машины. Самым небезопасным временем года с точки зрения аварийности названа осень, а временем суток — вечерний час пик. Среди погодных условий отягощающими факторами являются снег и гололед. А самым рисковым стажем вождения назван возраст 3–5 лет.

Некоторые непрямые факторы, влияющие на ДТП
Фактор Низкий риск Средний риск Высокий риск Очень высокий риск
Цвет машины Белый, синий Желтый Красный Черный
Категория Премиум С-класс Спортивные Доступный премиум
Тип владения Личный По доверенности Корпоративный Каршеринг
Зоны вождения Автомагистраль Регион Город Мегаполис
Сезон Весна Лето Зима Осень
Погода Солнце Дождь Снег Гололед
Время суток Раннее утро Вечер, ночь Утренний час пик Вечерний час пик
Музыка водителя Джаз, блюз, аудиокниги R&B, поп, классика, шансон Рок, металл, инди, ска Электронная, рэп, хип-хоп
Активность в соцсетях Умеренная Ежедневная Хобби/ заработок Н. д.
*Данные предоставлены компанией UBI Technologies

Что касается наиболее аккуратных автомобилистов, то таковыми являются водители белых, синих, зеленых, оранжевых и коричневых премиум-седанов. Такие водители регулярно проходят ТО, а многие даже застрахованы по каско. Из дорожных и погодных категорий безопаснее всего передвигаться по автомагистрали ранним весенним утром. Самые безопасные водители — семейные с высшим образованием в возрасте 30–59 лет. Музыкальные предпочтения водителей с самыми низкими рисками по ДТП — это джаз и блюз, а также аудиокниги.

Фото: РБК
Фото: РБК

Кто оценивает водителей

С 23 августа в России в силу вступят поправки в закон об ОСАГО, согласно которым влиять на стоимость полиса будут злостные нарушения ПДД и новый коэффициент страховщика — факторы, по которым каждая страховая будет оценивать водителей на свое усмотрение (цвет машины, тип кузова, наличие детей и т. д.). Списки факторов должны появиться на сайтах страховщиков уже 24 августа. 

«Страховые компании заинтересованы в подобных исследованиях, но, к сожалению, до текущего момента не опирались на них в полной мере, предпочитая использовать исторически состоявшиеся актуарные методы, собственные данные и методологию.

С помощью таких отчетов страховые компании могут улучшать стратегии взаимодействия с клиентами, проводить кросс-продажи, предсказывать потребности клиентов и фильтровать страховой портфель от рисковых страхователей», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш.

Расчеты и анализ исследования проводились по данным за последние четыре года по России. «Собранные данные были обогащены информацией из открытых источников (социальные сети, порталы открытых данных и т. д.) о транспортных средствах, попадавших в ДТП, и обезличены в соответствии с законом о персональных данных. Все факторы взаимосвязаны между собой. На первое место можно поставить данные, собранные о стиле вождения водителя, поскольку они являются прямым отражением его поведения на дороге. Также важными факторами являются, например, погодные условия, время суток, тип автомобиля, стаж вождения, возраст водителя и т. д. Эти и другие факторы формируют так называемый скоринговый балл, который определяет рисковость клиента», — пояснил собеседник.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

Сначала все данные собирает одно небольшое телематическое устройство в автомобиле клиента, а впоследствии уже IT-платформа обогащает это внешними данными и оценивает то, насколько клиент рисковый. По словам Хереша, коэффициент страховщика открывает большие возможности перед страховым сообществом, в том числе благодаря применению телематики в ОСАГО.

Не только музыка

В компании «АльфаСтрахование» подтвердили, что профиль клиента — это самое главное в оценке риска аварийности. «Процесс выявления признаков, по которым можно определить корреляцию с факторами, влияющими на аварийность, непрерывный. Меняется профиль водителя, меняются автомобили, и поэтому останавливаться на цвете, музыке в салоне и активности в соцсетях нельзя. Открывать критерии мы не будем, это наше ноу-хау, но часть факторов совсем нелинейно связана с риском аварийности», — рассказал директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров.

Впрочем, по его словам, большее внимание все компании уделяют именно своим клиентам. Стандартные факторы, которые учитываются на сегодня, — нарушения ПДД и частота ДТП.

«Телематика — перспективное направление. Я считаю, что телематическое оборудование будет стандартом автомобилей в ближайшем будущем. С точки зрения страхования мы еще лучше понимаем клиента и его потребности в страховании с помощью телематического оборудования, оценивая качество вождения, вероятность возникновения ДТП. Мы давно увидели тренд на телематические сервисы и предложили нашим клиентам целую линейку страховых решений в каско», — объяснил Макаров.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

В компании «Росгосстрах» оценивать аварийность водителей по цвету автомобиля не планируют. По словам директора по анализу и моделированию компании Алексея Володяева, при тарификации и расчете рисков они не используют такой фактор.

«С нашей точки зрения, сам цвет — в отличие, скажем, от марки машины или возраста и законопослушности водителя — имеет довольно слабую предсказательную силу, чтобы на его основе просчитывать потенциальную аварийность клиента. Данные же о любимой музыке и активности клиентов в соцсетях нам и вовсе недоступны, возможности тотальной слежки страховщиков за клиентами в России сильно преувеличены», — объяснил Володяев.

Водители слишком легкомысленны

Системы телематического слежения за водителями давно внедрены в европейских странах и имеют приоритет при рассмотрении спорных вопросов. Об этом неоднократно говорили эксперты РСА, ссылаясь на то, что использование телематики и новых расчетов факторов риска аварийности — путь к цивилизованному рынку страхования и снижению количества аварий.

«В российских городах, по нашему мнению, аварийность выше, чем в европейских. Проблема в том, что сама инфраструктура и устройство дорог провоцируют водителей на агрессивную езду. Возьмем, к примеру, ограничение скорости в городах, в Европе оно 50 км/ч, у нас — 80 км/ч (60+20, за которые не штрафуют). Ширина дорог у нас очень большая, и это расслабляет водителя и не помогает ему быть внимательнее за рулем», — считает генеральный директор UBI Technologies Игорь Хереш.

Эксперт уверен, что легкомысленное отношение к езде в России связано еще и с культурой вождения. «У нас часто воспринимают машину не как крайне опасное средство передвижения, а как модный гаджет, который нужно показать всему городу. В европейских странах на первом месте стоит безопасность людей, поэтому к устройству городов подходят по-другому», — пояснил Хереш.

Денис Макаров из «АльфаСтрахования», наоборот, считает, что в России появились хорошие автомобильные привычки. «Наша страна как автомобильная держава значительно моложе других стран. Бум автокредитов и насыщение автомобильного голода в нашей стране позади, у нас появились хорошие привычки, например пропускать пешеходов на пешеходных переходах и многое другое. Мы активно приближаемся к автомобильной культуре Европы», — уверен представитель страховой компании.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press