Полностью освободить автовладельцев от уплаты транспортного налога в 2020 году предложили в Госдуме. Речь идет только о тех водителях, которые знают, что не будут пользоваться машиной продолжительный срок — от полугода и более. Например, по причине серьезной поломки и отсутствия возможности провести ремонт. Такое предложение в МВД России направил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Он напомнил, что сейчас в России размер этого налога не зависит от интенсивности эксплуатации транспортного средства.
Контролировать процесс отправки автомобиля на простой депутат предложил с помощью ГИБДД — туда водители должны будут обратиться для временного приостановления срока регистрации машины. При этом необходимо будет оставить в ГИБДД на безвозмездное хранение госномера.
Как говорится в письме, которое цитирует RT, для случаев, когда автовладелец получит освобождение от уплаты налога, но все-таки сядет за руль машины с приостановленной регистрацией, нужно будет предусмотреть штрафные санкции — на усмотрение профильных ведомств.
Тема транспортного налога и его возможной отмены — одна из обсуждаемых в автомобильном сообществе. В силу высокого резонанса депутаты регулярно выступают с предложениями по его отмене или снижению по разным причинам. Так, в июне 2020 года депутат Госдумы Василий Власов предложил в текущем году снизить транспортный налог на 25% для всех автовладельцев из-за объявленного в России режима повышенной готовности по причине коронавируса. Он мотивировал это тем, что в связи с вынужденной самоизоляцией подавляющее большинство россиян несколько месяцев просидели дома и не пользовались автомобилямт. Это затронуло как физических, так и юридических лиц.
Тогда Власов уточнял, что его предложение о скидке — оперативная мера поддержки населения в период пандемии. В дальнейшем такой шаг мог бы стать переходным: депутат предложил снизить его на 50%, а потом вовсе отменить. При этом некоторые депутаты Госдумы выступают за полную отмену транспортного налога. Такого мнения, в частности, придерживается первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он напомнил, что несколько раз просил об отмене транспортного налога лично президента Владимира Путина. Однако решение осталось без изменений в силу расчетов тех потерь, которые понесет бюджет при отмене пошлины.
«В 2011 году шло обсуждение повышение акциза на топливо на три рубля, в контексте с этим правительство обещало отменить транспортный налог, — припомнил Лысаков. — По моим расчетам, чтобы нивелировать возможные потери бюджета, поднять цены на топливо нужно было в среднем на 85 коп. — 1 рубль. А тут речь шла о трех рублях. Но потом эту идею свернули из-за расчетов Минфина, который уверял, что в таком случае топливо должно было «значительно» подорожать. Но это не так, однако с тех пор ситуация не сдвигается дальше обсуждений».
Лысаков напомнил, что сейчас более ста стран взимают транспортный налог, включив его в стоимость топлива. Этот способ он назвал «самым правильным и справедливым».
«Много ездишь — больше платишь, мало ездишь — меньше платишь. Если машина мощная, ты потребляешь больше топлива и, опять-таки, платишь больше, — рассудил Лысаков. — И при этом водитель платит там, где эксплуатирует этот автомобиль. Например, путешествует в другой регион и там же заправляется: отчисления с каждого рубля идут в бюджет этого региона. Лучше такого способа ничего не придумано, но государство не хочет пойти на изменения — зачем отказываться от лишних денег, если водители платят и за бензин, и налог на автомобиль. Это 100 с лишним млрд рублей».
Против полной отмены выступают в нескольких профильных ведомствах. Например, глава Минтранса Евгений Дитрих регулярно критикует эти предложения. Дело в том, что отчисления от уплаты этой пошлины уходят напрямую в региональные дорожные фонды. Дитрих уверен, что регионы не готовы к таким потерям. На одном из заседаний Госдумы в 2019 году он напоминал о том, что каждый регион при желании имеет полное право изменить структуру налога.
«Вопрос отмены мы бы с учетом мнения регионов не поддерживали, — говорил Дитрих. — У регионов есть право структуру транспортного налога установить самостоятельно, снизив его, повысив или привязав его к экологическим или иным требованиям».
С таким мнением согласен координатор проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев. В беседе с корреспондентом Autonews.ru он посоветовал тем, кто долго не собирается пользоваться автомобилем, просто его продать.
«Если вы не планируете ездить полгода или год, то лучше продать автомобиль, положить деньги под процент и потом решить, нужна ли вам вообще эта машина, — предложил Васильев. — Мало кто хочет платить налоги, но тогда давайте по такой логике не будем платить зарплату дорожникам, чтобы они не чистили дороги или не наносили разметку. Сейчас у каждого региона есть возможность маневра. Если регион, например, сильно пострадал от последствий коронавируса и все встало, или от какого-то природного катаклизма, то можно ввести определенные поблажки».
Эксперт напомнил, что при покупке дорогих автомобилей, на которые транспортный налог выше, водители понимали, на что шли, выбрав именно такие параметры.
«Транспортный налог действительно может оказаться существенным. Так, если это машина с большим двигателем под 300 л.с., то придется заплатить под 100 тыс. рублей, — рассуждает Васильев. — Но в большинстве случаев это современные дорогие автомобили, люди даже платят за них налог на роскошь. При покупке водители понимали, за что им придется платить. Под более экономных автомобилистов подстраиваются сами производители, которые устанавливают в малолитражки моторы мощностью до 100 л.с.»
Тем, кто хотел снизить расходы на содержание автомобиля, эксперт посоветовал переходить на альтернативные виды транспорта: каршеринг, такси, самокаты и так далее.
«К введению подобных поблажек я относился бы осторожно, за исключением разве что поддержки продажи электрокаров. Разово отменять налог сейчас как некий бонус после пандемии тоже странно — мы ведь за этот год будем платить только в следующем, мы уже забудем, что происходило сегодня», — подытожил Васильев.
Во время пандемии коронавируса автомобилисты действительно стали реже выезжать на дороги. К примеру, в Москве падение трафика в среднем составило около 40% — количество автомобилей снизилось до 1,45 млн единиц. Об общем падении трафика по причине ограничений говорили и в Госавтоинспекции.
Однако после снятия ограничительных мер трафик начал постепенно расти, о чем в том числе в интервью Autonews.ru рассказывал Аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.
Социологические опросы в свою очередь показали, что россияне стали меньше доверять общественному транспорту по причине коронавируса и более активно начинают пользоваться личными автомобилями. Дилеры премиальных марок в беседе с Autonews.ru признались, что некоторые клиенты приехали приобретать второй и даже третий автомобиль в семью — как раз для того, чтобы снизить число поездок на общественном транспорте, включая такси.
В «Авито Авто» также отмечают, что на фоне пандемии частота использования личных автомобилей только растет. Эксперты уверены, что повышение интереса к личному автотранспорту на фоне пандемии — международный тренд. Проведенные компанией опросы показали, что в июне 57% опрошенных жителей России после снятия режима самоизоляции стараются чаще пользоваться автомобилем для поездок в целях безопасности. Более того, 9% россиян, у которых раньше не было машины на фоне пандемии, решили приобрести личный автомобиль, еще 3% россиян планировали продать машину, но передумали.