Автомобилисты и таксисты, приезжающие в московский аэропорт Шереметьево, вынуждены платить по 3000 руб. за возможность подъехать к дверям терминала. Речь о привокзальной территории терминала B, на которой водители путаются в знаках, образуют заторы и превышают бесплатный лимит пребывания, за что им приходится раскошеливаться в пунктах оплаты на большую сумму.
Проблема стала особенно острой к концу лета, когда число российских рейсов сильно увеличилось, и трафик в аэропорту вырос. Общественники предупреждают, что после полноценного возобновления полетов автомобильное движение у терминала может просто встать.
На привокзальной площади терминала B организованы три полосы для движения, а время бесплатного пребывания там составляет 10 минут вместо обычных для вокзалов и аэропортов 15 минут. При превышении 10-минутного лимита автомобилистам приходится платить 3000 руб., иначе шлагбаум на выезд не откроется. Эту сумму в «Шереметьево» официально называют пеней и штрафом за превышение бесплатного лимита стоянки.
При большом трафике парковочных мест не хватает, автомобили останавливаются в проездах, люди не успевают выгрузить или загрузить чемоданы в отведенное время. Те, кто не успел выехать в бесплатный период, отправляются к терминалам оплаты, чем усугубляют ситуацию для остальных, блокируя проезд и им. При этом руководство аэропорта уверяет, что при возникновении пробок у терминала B время бесплатного пребывания автомобилей на привокзальной площади увеличивается.
Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов утверждает, что виной всему теснота и слишком большое число машин: «Там такой неудачный проект. Терминал B построили впритык к дороге для увеличения площади, и у них получилось только три линии для машин. Поэтому они ввели эти правила, чтобы машины не создавали толкучку». Однако у терминала все равно скапливается слишком большое число автомобилей.
Нынешний порядок действует с момента открытия нового терминала B в 2018 году, напоминает Шкуматов, и все это время проблема оставалась актуальной. Сейчас о ней вспомнили потому, что резко вырос пассажиропоток, а дальше будет только хуже.
«Когда мы экспериментировали с работой в такси, я привозил туда пассажира, и как раз возникла ситуация, когда водитель не мог выехать, заблокировал проезд и бегал сначала ругаться с администрацией, а потом платить за выезд. Я понял, что сейчас штраф получат все, и мне пришлось через бордюр сбегать из этого ряда в другой», — вспоминает общественник.
Количество автомобилей на привокзальной площади могло бы быть меньше, если бы все водители соблюдали правила. Нюанс в том, что подъезд к терминалу для обычных автомобилей вообще запрещен, о чем говорят развешенные над всеми тремя полосами знаки. Самый правый ряд предназначен для движения общественного транспорта (знак 5.14), а средний и левый обозначены «Кирпичами» с табличкой «Кроме автомобилей такси» (знак 8.4.14).
Таким образом подъезжать непосредственно к терминалу могут только автобусы и такси, но обычные водители не замечают знаки и проезжают под те же шлагбаумы, создавая лишние проблемы и себе, и таксистам. Туда же, замечает Петр Шкуматов, едут водители сервисов бизнес-класса, у которых в качестве одного из правил является доставка и встреча непосредственно у дверей аэропорта. В ожидании клиентов эти машины подолгу стоят прямо у терминала, занимая места для остановки других автомобилей.
В официальном ответе аэропорта «Шереметьево» подчеркивается, что водители должны внимательнее смотреть на знаки и правильно парковаться: «Привокзальная площадь терминала B предназначена только для стоянки общественного транспорта… Перед въездом на привокзальную площадь установлены соответствующие запрещающие знаки, информационные указатели, разграничивающие направление потоков движения общественного и личного транспорта».
Петр Шкуматов уверяет, что установки таких знаков недостаточно, а правила проезда должны быть интуитивно понятными. «Люди же не ездят в терминал каждый день и не знают всех тонкостей. Вот ты едешь в аэропорт и видишь справа от дороги нужное здание. Поворачиваешь к нему, а там сюрприз в виде знаков», — поясняет общественник.
Информационные таблички на Международном шоссе заранее извещают о том, что посадка и высадка пассажиров производится с левой стороны дороги на территории паркинга Терминала. Частные автомобили должны заезжать именно на территорию паркинга, где время бесплатной стоянки составляет 30 минут. Попасть оттуда в терминал можно по переходу над дорогой.
«Остановка и стоянка личного автотранспорта осуществляется только в паркинге терминала В и на прилегающей территории рядом с паркингом. С этой целью в паркинге терминала В созданы все необходимые условия для комфортной посадки и высадки пассажиров, включая возможность бесплатной стоянки автомобиля в течение первых 30 минут после заезда — самый длительный интервал бесплатного пребывания среди аэропортов Московского авиаузла», — заявляется в официальном письме пресс-службы аэропорта «Шереметьево».
Таксистам тоже не обязательно ехать прямо к терминалу, чтобы комфортно высадить пассажира, но люди обычно требуют подвезти их прямо к дверям, сетует Шкуматов: «В идеальном варианте таксист может без всякой спешки высадить пассажиров на парковке, где можно провести 30 минут бесплатно, но пассажиру при этом придется пройти 200 лишних метров. Они не хотят и грозят поставить в приложении единицу, проблемы таксиста их не волнуют».