Покупка автомобиля на вторичном рынке — настоящее приключение. В попытке найти честное предложение покупатель превращается в исследователя на минном поле. На рынке, конечно, хватает добропорядочных продавцов, однако примерно столько же и тех, кто пытается выдать желаемое за действительное — продать за высокую стоимость отремонтированный старый автомобиль. Подделка документов, плохой ремонт, скрученный пробег и вранье мошенников — мы пообщались с автомобильными агрегаторами и узнали, с каким мошенничеством сталкиваются их клиенты и какими инструментами вычисляют обманщиков.
Кроме владельца объявления агрегаторы проводят собственную оценку стоимости лота. Цена машины на вторичном рынке рассчитывается, исходя из ее года выпуска, пробега, комплектации, числа владельцев по ПТС и многих других факторов. Как рассказали корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе крупнейшего агрегатора подержанных автомобилей «Авто.ру», список факторов постоянно пополняется для того, чтобы сделать оценку стоимости максимально корректной.
«С помощью maсhine learning мы понимаем, какой параметр машины и как влияет на ее стоимость, и это также учитывается при определении стоимости. Например, сейчас на нашей площадке представлена BMW 3-Series, и оценка стоимости машины нашими алгоритмами составила 462 тысячи рублей, а просят за нее 800 тысяч. У автомобиля в ПТС 10 владельцев — кстати, эту информацию мы выдаем бесплатно, без покупки отчета о проверке по VIN. И, похоже, что мошенники адаптировались и меняют только ту информацию, что доступна за деньги, а то, что и так всем видно, вынуждены честно указывать. То есть пробег изменен, а число владельцев вдруг честное при том, что оно огромное», — пояснили в пресс-службе.
Компания предлагает клиентам заказать платную проверку выбранного автомобиля по VIN-номеру. Информацию агрегатор получает у широкого списка партнеров — в основном это сети СТО, дилеры, автопроизводители, страховые. То есть всевозможные компании, которые фиксируют пробег машины и проверяют ее состояние. Информация из ГИБДД тоже используется, но она бесплатная. По словам представителей сервиса, собрать такую проверку самостоятельно покупатель не сможет.
«Большинства данных от автосервисов, дилеров, производителей и страховых в открытом доступе нет. И даже за деньги покупатель не сможет их получить», — объяснили в «Авто.ру».
Мы попросили агрегатор собрать подборку примеров вопиющего обмана, когда сервису удалось уличить продавцов в подделке данных. Помимо вышеуказанной истории с BMW, которая до сих пор выставлена на продажу, на сайте компании с мая представлена Audi A7 за 1,79 млн рублей. В объявлении указан 2016 год выпуска, один владелец и 54 000 км пробега. В отчете, который компания сделала для потенциального покупателя, видно, что с 2018 года машина не зарегистрирована и последние 20 тысяч км проехала без регистрации.
«То есть сомнительно, что у нее действительно был один владелец. И пробег не вызывает доверия — в отчете видно, что между двумя продажами его так аккуратно скрутили, что даже, если найдешь оба объявления, не догадаешься. Про два расчета ремонта по три млн рублей каждый — тоже, конечно, тишина. Продавать битые машины тоже можно, но за справедливую цену и не скрывая их истории», — рассказала представитель агрегатора Валентина Ананьева.
Полный отчет с данными о двух ДТП и расчетах ремонта по деталям есть в распоряжении редакции.
Такая же история с купе BMW 4 серии 2014 года выпуска, который сейчас продается на сайте за 2,75 млн рублей с пробегом 22 000 км. Реальная оценка стоимости автомобиля на миллион меньше. В ПТС числятся четыре владельца, а в объявлении указано только двое. ДТП по базе ГИБДД не обнаружены, но по истории объявлений в отчете видно, в каком состоянии продавали машину раньше.
Черный Kia Sportage 2014 года выпуска продавали на площадке агрегатора семь раз. По отчету видно, что неоднократно скручивался пробег. Самое неприятное то, что последним продавал (и, судя по всему, продал) машину автосалон. Нарваться на обман можно где угодно.
Пятидверный хэтчбек Porsche Panamera 2016 года уже снят с продажи, но отчет по нему остался. В объявлении один владелец, а по ПТС их двое. Причем информация о числе владельцев отображается бесплатно для каждого объявления, поэтому непонятно, почему хозяин не указал корректные данные.
В последнее время на рынке автомобилей с пробегом наметились серьезные сдвиги в сторону прозрачности сделок. В этом уверил операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев.
«Очень важно, что у потенциальных покупателей появляются возможности узнать историю эксплуатации автомобиля, так как продавец чаще всего не склонен рассказывать всю правду об автомобиле. Часто сознательно, а иногда просто не знает, что происходило с автомобилем до него. При этом, совершенно не важно, у кого вы покупаете автомобиль — официальный дилер, перекуп или собственник — определенная доля из них всегда будет перед вами нечестна», — считает Ерцев.
Независимые сервисы являются большим подспорьем в деле покупки автомобиля с пробегом. Наиболее известные из них представлены крупнейшими площадками объявлений. Информация в данные сервисы попадает из разных источников и аккумулируются в форму красивого отчета. Но и здесь покупатель, по словам эксперта, сталкивается с определенными недостатками.
«Во-первых, недостоверность представленной информации. Дело в том, что основная часть проверок происходит по VIN автомобиля, а некоторые недобросовестные продавцы уже научились подбирать VIN от автомобиля с чистой историей для своих объявлений. Существуют даже специальные чаты перекупов по такому подбору. Во-вторых, часто первоисточники, из которых тянется информация в отчет, бывают недоступны по техническим причинам. В этом случае, даже заплатив за отчет деньги вы не получите 100% объема информации. Ну и, наконец, эти сервисы являются платными, при том, что большую часть информации можно получить совершенно бесплатно, обратившись к федеральным базам, таким, как сайт ГИБДД, реестр залогов нотариальной палаты, сайт судебных приставов и другие базы», — объясняет представитель компании Automama.
Без большого опыта очень трудно понять, насколько правдива информация, представленная в объявлении. Тем более, профессиональные перекупщики умеют сфотографировать и описать машину максимально привлекательно. Поэтому не стоит верить сочетанию маленького пробега и привлекательной цены, всегда перепроверяйте информацию о комплектации автомобиля и помните, что продавец автомобиля часто не является его владельцем и обязательно запрашивайте ПТС, чтобы предварительно проверить автомобиль на историю эксплуатации.
«Все автомобили, которые покупает Automama, помимо осмотра, тест-драйва и диагностики, проходят проверку на юридическую чистоту. Соответственно, тоже самое могу рекомендовать любому покупателю — максимально проверять автомобиль, который хочется купить. Даже если продавец уверяет, что вы покупаете автомобиль с абсолютно прозрачной историей. Поверьте, несколько сотен рублей — небольшая плата за возможность максимально исключить риск покупки плохого автомобиля», — резюмировал собеседник.