branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Моторы Москвы. Пять главных автомобилей довоенной столицы

На каком такси проще всего было уехать из ресторана «Арагви», на чем развозили почту в Москве, что за лимузин был доступен обычному советскому гражданину и другие секреты автомобильной жизни довоенной столицы
Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Предвоенные годы Москвы — это не только массовые политические репрессии, но и грандиозные стройки, очереди в театр, премьеры первых советских блокбастеров, забитые стадионы во время футбольных матчей и, конечно, автомобили. В те времена машина для простого советского человека была непозволительной роскошью, которую невозможно было приобрести даже если хватало денежных средств. Разумеется, пробок в нашем сегодняшнем понимании в столице не существовало, однако и пустыми дороги уже не были. Мы решили вспомнить, какие машины можно было встретить на улицах Москвы, сколько они стоили и кто на них ездил в последние годы перед Великой Отечественной войной.

ГАЗ M1

Печально известный «Черный воронок» — ГАЗ M1 — на самом деле использовался не только сотрудниками НКВД для перевозки арестованных советских граждан. Четырехдверка также была весьма распространена в таксопарках крупных городов СССР. Такие машины отличились специальным фонарем над рамкой лобового стекла, а также откидной багажной решеткой, которая заняла штатное место запаски на задней части кузова. До появления диспетчерской службы для машин такси в оживленных местах отводились специальные зоны, где клиент всегда мог «поймать» извозчика. В Москве такие стоянки располагались у железнодорожных вокзалов или в шаговой доступности от кинотеатров. Разумеется, частыми клиентами таксистов были и припозднившееся посетители немногочисленных в то время ресторанов, таких как «Арагви» или «Астория».

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

А еще легендарными «эмками» премировали советских граждан за особые заслуги перед государством. Так, «Молотовец-первый» получали представители партийной и производственной элиты, военные или видные деятели культуры. Владельцами ГАЗ М1 были писатель Всеволод Вишневский, шахматист Михаил Ботвинник, актер Михаил Жаров, а также скрипач Давид Ойстрах. В редких случаях владельцем легендарной «эмкой»мог стать и обычный советский гражданин, выиграв машину в лотерею Осоавиахима. При этом, в свободную продажу машины не поступали. После начала Великой отечественной войны, ГАЗ M1 массово отправились на фронт, где высоко ценились командующим составом Красной армии, а также военными корреспондентами.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

ЗИС-101

Нередко на дорогах Москвы в предвоенные годы можно было встретить ЗИС-101, который стал первым советским представительским автомобилем. В то время эта машина стала настоящим воплощением передовых технологий в автоиндустрии. Машина оснащалась рядным восьмицилиндровым двигателем объемом 5,76 литра, выдававшим 110 лошадиных сил. Кузов ЗИС-101 частично делался из бука, а в салоне устанавливались печка, радио, часы и прикуриватели, что считалось в те времена настоящей роскошью.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Обычные советские граждане нередко могли увидеть такие лимузины во время громких премьер у кинотеатра «Ударник», часто на ЗИС-101 представители партийной верхушки СССР подъезжали на представления в Большой театр или Театр Революции. Кроме этого, ЗИС-101 пользовались сотрудники посольств, а также спортсмены, деятели искусства и науки. Обладателями лимузина, например, были актриса Любовь Орлова, писатель Алексей Толстой или знаменитый шахтер Алексей Стаханов.

Фото: autowp.ru Статьи 9 мая Трофейный автопарк СССР. Какие машины вывезли из Германии
Фото: autowp.ru Статьи 24 апреля 2020 Советская роскошь. На чем ездила элита СССР

Впрочем, представительских автомобилей не всегда хватало всем советским партийным и хозяйственным работникам. Несмотря на это, ЗИС-101 активно поставлялся в столичные автопарки. Например, «поймать» лимузин можно было на стоянках рядом с гостиницей «Москва» или Большим театром. Окрашивались машины извозчиков в необычный тогда синий или желтый цвет. Кстати, по свидетельству очевидцев, цена за поездку на лимузине ничем не отличалась от аналогичной услуги таксистов на машинах попроще. С началом войны частные лица и ведомственные служащие были вынуждены распрощаться с роскошными лимузинами, а их стопервые отправились на поля сражений для нужд высшего командного состава.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

ЗИС-16

Просматривая хроники довоенный Москвы внимательный зритель обязательно обратит внимание на очень стильные автобусы, курсирующие по дорогам столицы — ЗИС-16. Машина могла вместить 34 пассажира и была построена на деревянном каркасе. Кузов обтекаемой формы — это, безусловно, дань автомобильной моде тех времен. Каждый городской автобус украшался красным флажком, а над ветровым стеклом устанавливались разноцветные маршрутные огни. В начале 40-х годов ЗИС-16 с 85-сильным двигателем работал на всех московских маршрутах, которых в то время насчитывалось 64.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

При этом, ЗИС-16 чаще всего можно было встретить только в крупных советских городах. В провинциальных населенных пунктах продолжали использовать его предшественника — ЗИС-8. После нападения гитлеровской Германии на СССР автобусы стали переделывать в санитарные машины. Для этого пассажирские сиденья в машине демонтировалась, а вместо них устанавливались носилки. Кузов автобуса при этом перекрашивался в защитный цвет.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

ГАЗ-М415

В 1939 г. москвичи, посетившие Всесоюзную сельскохозяйственную выставку на ВДНХ, могли увидеть очень необычный автомобиль — ГАЗ-М415. Новинка стала вторым в истории Страны Советов пикапом и была построена на базе ГАЗ-М1. Автомобиль показывали столичной публике в павильоне «Механизация» и позиционировали как некое среднее звено между грузовым и легковым транспортом. В отличии от обычной «эмки», у машины отсутствовал пассажирский салон — кузов автомобиля располагался сразу за кабиной водителя. Грузовая платформа была рассчитана на транспортировку 400 кг груза или перевозку шести человек. Для удобной погрузки поклажи задний борт мог откидываться.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Разумеется, в первую очередь ГАЗ-М415 предназначался для нужд сельского хозяйства. Однако в действительности, большая часть машин отправилась работать в крупные советские города. В столице на пикапе, например, часто развозили почту и посылки. Также новинка пополнила автопарк Красной Армии. Боевое крещение этот автомобиль прошел во время советско-финляндской войны зимой 1939-1940 года. В 1941 г. «полугрузовик» отправился уже на войну с Германией. Во время боевых действий машину использовали для перевозки личного состава, а также иногда оборудовали радиостанцией. В мирное время пикапы со знаменосцами в кузове нередко возглавляли военные парады.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

ГАЗ-410

Крупномасштабная перестройка Москвы, которая была задумана и частично осуществлена в 1930-е и 1940-е годы потребовала огромных трудов и наличия тяжелой техники. Одним из самых узнаваемых советских автомобилей на довоенных стройках стал самосвал ГАЗ-410. Нередко этот грузовик можно увидеть в документальных хрониках или кино. Масштабное строительство в Москве было остановлено с началом Великой Отечественной войны в 1941 году. В послевоенный период генеральный план продолжал реализовываться со значительными коррективами. Впрочем, знаменитая машина выпускалась в СССР вплоть до 50-х годов, поэтому и в это время грузовик продолжал трудиться на столичных стройках.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Оснащался советский самосвал 3,28-литровым мотором мощностью 50 л.с., который работал в паре с 4-ступенчатой коробкой передач (три передачи вперед и одну назад). При снаряженной массе 1920 кг грузоподъемность первого советского самосвала составляла 1200 кг, при этом кузов и подъемный механизм весили около 300 кг. Запускался грузовик при помощи электростартера.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru