Автомобилисты регулярно получают ошибочные штрафы из-за несовершенства дорожных камер и огромного количества постановлений, которое ежедневно приходится отсматривать инспекторам. Количество комплексов фото-видеофиксации на дорогах будет только расти: недавно московские власти рассказали об уже подготовленных изменениях в проекты организации дорожного движения, предполагающих в том числе установку дополнительных камер.
По расчетам активистов из автомобильного сообщества «Синие ведерки», при текущих объемах фиксаций, у специалистов есть всего несколько секунд для оценки запечатленной камерой ситуации и принятия решения о судьбе штрафа. Чтобы снизить количество ошибок при проверке материалов, эксперты рабочей группы при ОНФ при разработке предложений в проект нового КоАП даже предложили внести дополнительные административные штрафы для ответственных лиц и штрафовать их за каждую ошибку на 20 тыс. рублей. Если же такое решение повлекло для автовладельца крупный ущерб, на что регулярно жалуются руководители крупных автопарков, то штраф предлагают поднять уже до 50 тыс. рублей.
Однако пока камеры регулярно продолжают ошибаться. Разбираем самые неоднозначные ситуации.
Этим летом в Москве на съезде с ТТК на Загородное шоссе столкнулись два автомобиля. Как видно на фотографии из постановления, участники аварии заблокировали съезд так, что другие водители могли объехать их только через сплошную линию. Так и поступили все автомобилисты, спешащие по своим делам в пятницу, 24 июля. Один из водителей пожаловался, что ему пришел штраф за нарушение, хотя вся ситуация отлично просматривается на фотоматериалах. Он предполагает, что такие «письма счастья» получил в итоге каждый участник движение, который совершил на ТТК вынужденный маневр.
«У меня красный Hyundai ix35, а штрафы приходят за белую Mazda CX-5. Как можно спутать эти две модели?» — возмущалась некоторое время назад автомобилистка из Москвы. В 2019 году ей регулярно стали приходить штрафы с камер за нарушения автомобиля-двойника с таким же госномером, как и у нее. И хотя марки и цвет кардинально отличались, по каждому из таких штрафов за превышение скорости неизвестным водителем ей приходилось писать отдельную жалобу.
В такую же ситуацию попал владелец Volkswagen Polo — ему в течение полутора лет приходили постановления, на которых сразу же можно узнать внедорожник Mercedes. Однако в ЦАФАПах смотрели только на госномера и штамповали постановления. Прекратилась череда ошибок только после жалобы в прокуратуру.
В августе мотоциклист Артем Бака рассказал, что получил 800-рублевый штраф с камеры за неостановку перед стоп-линией в крайней левой полосе. Ехал байкер на зеленый сигнал светофора в среднем ряду по улице Авиаконструктора Сухого. Однако камера «увидела», что силуэт водителя находится на соседней крайней левой полосе. Оператор ошибку не заметил и наказал мотоциклиста. После жалобы, как сообщил Бак, штраф отменили, а должностное лицо привлекли к дисциплинарной ответственности
Иногда штрафы за превышение скоростного режима получают даже водители, которые пользуются функцией ограничения максимальной скорости в автомобиле и ответственно подходят к соблюдению ПДД. Например, в июле координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал, что получил штраф с камеры, когда ехал по внешнему кольцу ТТК на Беговой улице. Там действует ограничение скорости 80 км/ч.
Камера зафиксировала, что его Hyundai i30 ехал на скорости 103 км/ч, и оператор прислал штраф за превышение на 20-40 км/ч. Однако Шкуматов уверяет, что ехал со скоростью 93 км/ч. Такую же скорость фиксировал его видеорегистратор, оснащенный функцией GPS. Автомобилист написал жалобу, в которой указал, что камера ошиблась на 9 км/ч, и приложил видеоматериалы. Его претензии к устройству подтвердили и другие водители, которые получили штрафы с этого же участка дороги. Вскоре автомобилисту пришел ответ, в котором в ГИБДД сообщили, что штраф отменен, поскольку «любые сомнения должны трактоваться в пользу граждан».
Просматривающий материалы сотрудник действительно может не обратить внимание на цвет автомобиля, но иногда они просто не замечают, что на постановлениях за нарушение правил остановки или стоянки автомобиля водитель меняет пробитые колеса. Обычно автомобилисты в таких ситуациях съезжают на обочину, выставляют аварийный знак и принимаются за работу. На фотоматериалах такой процесс, как правило, легко рассмотреть. Но и на это у должностных лиц не всегда хватает времени.
Так, одним из недавних примеров стал случай Марины Деветьяровой. На Садовом кольце москвичка пробила колесо своей Audi. Доехала до обочины, включила «аварийку», вызвала техподдержку. Через 40 минут колесо починили, и автомобилистка уехала. Но через несколько дней она получила штраф с камеры в размере 3 000 рублей за нарушение правил остановки/стоянки. Штраф отменили, но вопросы остались.
Сам такой случай не единственный — в 2018 году Autonews.ru рассказывал про Екатерину Беляеву, которая также неудачно поменяла колесо.
Иногда автомобилистам приходят штрафы за остановку под запрещающим знаком в момент, когда водители выполняли законные требования инспекторов ГИБДД. Нередко на таких постановлениях даже видны изображения самих инспекторов, которые проверяют документы или ведут с водителем беседу. В целом при просмотре фотографии можно понять, что происходит, но такие ошибки иногда все-таки происходят.
Водитель в тоннеле заехал по одной полосе, отделенной сплошной линией, а выехал по другой. Камера его сфотографировала, и пришел штраф 500 рублей. Кажется, что справедливо и к камере вопросов нет — никаких дополнительных условий на дороге она не зафиксировала. Только вот до этого водитель вынужден был перестроиться, уступая дорогу спешащей «скорой» или машине полиции. Формально это не ошибка камеры, поэтому водителю придется постараться, чтобы отменить наказание.
Даже если штраф выглядит абсурдным, без жалобы его не отменят. Автомобилист должен попробовать первым делом оспорить его в течение 10 дней в выписавшей его структуре: ГИБДД, МАДИ или АМПП. В заявлении необходимо указать номер постановления, описать ситуацию, приложить фото- или видеоматериалы. Если жалобу не отменят, можно проконсультироваться с юристом и обратиться в суд. Некоторые активисты предлагают свои консультации бесплатно.