Представители МВД, чиновники и общественные деятели так и не смогли договориться по вопросу снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 до 10 км/ч, но автомобилисты все еще ждут ужесточений. Очередной виток обсуждений в соцсетях возник после того, как каршеринг «Яндекс.Драйв» начал высылать пользователям сообщения о превышении скорости на 10 км/ч (хотя раньше фиксировал только превышения больше 20 км/ч) — якобы, оператор уже готовится к планируемым изменениям.
В самом сервисе заявили, что нововведение появилось лишь ради того, чтобы повысить безопасность поездок, не влечет штрафов и никак не влияет на допуск пользователей к автомобилям. Ввести штрафы может только новый КоАП, но, по предварительным данным, запланированное ранее наказание за превышение на 10 км/ч в него так и не внесли.
Штраф за превышение скорости на 10 км/ч в России существовал вплоть до 2013 года и составлял 100 руб., причем оформление таких штрафов с рассылкой писем обходилось государству дороже. Кроме того, первые дорожные камеры отличались большой погрешностью измерений. Поэтому из очередной редакции КоАП, принятой в том же году, норму о 10 км/ч просто убрали по инициативе заместителя председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова.
До 2018 года вопрос возврата наказаний за превышение скорости на 10 км/ч никто всерьез не обсуждал, а первым на эту тему высказался заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов в интервью Autonews.ru. Глава столичного дептранса отметил, что современные дорожные камеры работают очень точно и позволяют фиксировать скорость с минимальной погрешностью, поэтому столь высокий нештрафуемый порог пора отменять. После этого заявления в обществе развернулась дискуссия, в которой успели поучаствовать не только специалисты и общественники, но и ряд высших чиновников МВД и государства.
Высказывание Ликсутова сразу нашло большую поддержку в ГИБДД. За снижение порога высказывался глава ведомства Михаил Черников, который вспомнил зарубежный опыт: «Ряд стран поддерживает максимально допустимое превышение скорости движения не более 5-6 км/ч. У нас, к сожалению, скорость определена c превышением. И зачастую водители воспринимают, что максимально допустимая скорость — это +20 км/ч к той, что определена дорожными знаками».
Не остался в стороне и заместитель Черникова Владимир Кузин, который утверждал, что ДТП в России чаще всего совершаются именно по причине превышения скорости. В сентябре 2019 года он рассказал о том, что в МВД поддерживают идею снизить нештрафуемый порог как минимум до 10 км/ч и уже готовят необходимые поправки в КоАП.
В то же время ГИБДД запустила социальную кампанию «Однозначно», в рамках которой пояснялось, что дорожные знаки должны восприниматься водителями без лишней математики. «Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/час, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — заявлял глава Госавтоинспекции Михаил Черников. После этих слов пошли слухи, что решение принято на уровне правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, и их действительно закрепят на бумаге.
Автомобилисты ждали официальных заявлений от высших руководителей страны, но оказалось, что вполне достаточно неофициального. В декабре прошлого года в ходе общения с населением на тему снижения нештрафуемого лимита высказался бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, который довольно резко раскритиковал эту идею.
Отвечая на вопрос автомобилиста, он предположил, что водители начнут получать случайные штрафы: «Как человек, который тоже за рулем сидит, во всяком случае иногда, могу сказать, что, по моим ощущениям, эти 10 км/ч очень часто на машине не ловятся даже самим водителем. Иными словами, это будет поводом для того, чтобы большое количество людей привлекать к ответственности в той ситуации, когда у них нет намерения нарушить правила дорожного движения».
Это заявление сразу склонило чашу весов в обратную сторону. На следующий же день оказалось, что реформу уже не поддерживают в МВД, а глава министерства Владимир Колокольцев прямо заявил, что он также против идеи снижения нештрафуемого порога. «Я против снижения порога администрируемого до 10 км/ч. Эти меры надо вводить в совокупности с другими мерами — улучшение качества дорог со всеми другими составляющими», — заявил Колокольцев в программе «Москва. Кремль. Путин».
Идея о необходимости проверки дорог стала главным аргументом сторонник сохранения прежней льготы. Так, Вячеслав Лысаков, который когда-то придумал нештрафуемые 20 км/ч, объяснил Autonews.ru, что обсуждать снижение ненаказуемого порога можно только после аудита дорожной сети и коррекции существующих ограничений и скоростного режима в соответствии с актуальным трафиком и состоянием дорог. Парламентарий предположил, что этот процесс займет еще минимум один-два года.
После заявлений Медведева и Колокольцева казалось, что проект снижения нештрафуемого порога будет заморожен, но у идеи оставался еще один стильный сторонник — вице-премьер Максим Акимов, который, правда, предлагал провести реформу постепенно. Отказаться от прибавки +20 км/ч Акимов предлагал сначала в крупных городах, потом в более мелких и только следом — на загородных магистралях.
«Делать мы это точно будем — у нас ни с технической точки зрения, ни с точки зрения правил установки средств фотовидеофиксации нет никаких сомнений, что и точность показаний приборов в автомобиле, и точность работы камер абсолютно точно позволяют с совсем небольшой погрешностью наказывать водителей за превышение скоростного порога», — говорил Акимов еще в конце 2019 года. Однако после назначения на пост премьера Михаила Мишустина и смены кабинета министров, Максим Акимов перешел на работу в «Почту России», и сторонники отмены порога лишились очень мощного лобби.
Резко против реформы высказывался и председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, который назвал это предложение безосновательным и антисоциальным. Миронов раскритиковал высказывание Максима Акимова, назвав расчеты чиновника подтасовкой и спекуляцией, а также привел в пример статистику Научного центра безопасности движения МВД России, согласно которой наибольшее число жертв в авариях произошло из-за недостатков улично-дорожной сети. «Если вас на самом деле тревожит смертность на дорогах, извольте навести порядок с покрытием, разметкой, знаками, пешеходными ограждениями, с тем, как обрабатываются дороги зимой», — заявил Миронов.
После ухода Акимова из правительства озвученную им ранее позицию продолжал поддерживать глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, который тоже говорил про эксперимент в городах-миллионниках: «Нештрафуемый порог мы не будем уменьшать, он останется 20 км/час. Мы только предложили одно, что в городах-миллионниках, плюс в Москве и Санкт-Петербурге сделать 10 км/час этот порог». При этом скоростные лимиты на оборудованных магистралях чиновник, напротив, предлагал увеличить.
Даже Максим Ликсутов, который был одним из главных идеологов снижения нештрафуемого порога, в последнее время уже не высказывался столь категорично и предлагал проводить лишь местные эксперименты. В конце зимы он уже не настаивал на глобальном ужесточении, но по-прежнему предлагал штрафовать за превышение на 10 км/ч в крупных городах.
«Мы, поговорив с экспертами, ведущими научными организациями, такими как университет МАДИ, Высшая школа экономики, понимаем, что если мы хотим кардинально снизить смертность на дороге, то в городах, конечно, неадминистрируемый порог должен быть не выше 10 км в час. Почему? Потому что, если брать ситуацию в Москве, более 50% смертности на дорогах — это из-за превышения скорости», — объяснил свою позицию заммэра Москвы.
У сторонников ужесточений оставалась надежда на новый КоАП, который собирались рассмотреть весной, но планы спутала эпидемия коронавируса, которая затормозила в том числе и работу Госдумы. В итоге рассмотрение КоАП перенесли на осень, и пока сведений об изменениях так называемой автомобильной части в нем нет. Однако московские власти вполне могут провести самостоятельный эксперимент в пределах одного города, как это уже было с платной парковкой и выделенными полосами для общественного транспорта.