branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

150 км/ч и много заправок: в России сильно изменятся трассы

Станции зарядки электромобилей, топливные заправки каждые 50 км и разрешенный лимит скорости в 150 км/ч — что будет с дорожной инфраструктурой междугородних магистралей
Фото: ГК «Автодор»
Фото: ГК «Автодор»

На скоростных дорогах и автомагистралях хотят сократить расстояние от заправки до заправки. Каждые 50 километров такой дороги водители будут иметь возможность съехать на заправку и зайти в магазин, а для владельцев электротранспорта предусмотрена зарядная станция. Разработку проекта по расширению придорожной инфраструктуры на федеральных трассах ведет Минтранс, документ уже получил одобрение правительственной комиссии и находится на стадии активного обсуждения.

Заниматься обустройством придорожных карманов будут представители бизнеса совместно с властями регионов, по которым проходят дороги. Помимо улучшения инфраструктуры, Минтранс также предлагает увеличить скоростной режим на федеральных магистралях до 150 км/ч. Мы собрали все изменения, которые касаются федеральных междугородних дорог и узнали мнения экспертов о целесообразности предложений.

Трассы поедут быстрее

В течение года на многих автомагистралях могут увеличить максимальный лимит скорости. Как заявил руководитель Минтранса Евгений Дитрих, изменение скоростного режима коснется только трасс высших технических категорий — речь идет о дорогах первой и, возможно, второй категорий. Такие дороги подходят для быстрого и безопасного передвижения по показателям ширины полосы, радиусу поворота и другим техническим параметрам.

Фото: stroi.mos.ru Новости 7 августа 2020 В России на бесплатных трассах хотят увеличить скорость
Фото: Официальный портал Мэра и Правительства Москвы Статьи 1 сентября 2020 Отмена нештрафуемых +20 км/ч: к чему готовиться водителям

«Как правило, при их проектировании используются нормы, которые допускают движение с высокими скоростями. Именно для них мы и прорабатываем возможность повышения скорости», — объяснил Дитрих.

Инициативу поддержали и в МВД. По словам замглавы ГИБДД Олега Панарьина, в ближайшей перспективе можно говорить про увеличение скорости на многих участках до 130 км/ч, а с развитием документов по стандартизации, технологии, уборке, содержанию и ремонту высокоскоростных дорог можно увеличить лимит и до 150 км/ч. Панарьин подчеркнул, что 150 км/ч — это предел проектирования дорог первой категории: с четырьмя рядами движения и разделительной полосой.

Фото: ГК «Автодор»
Фото: ГК «Автодор»

На первом этапе Минтранс планирует увеличить скоростной режим до 150 км/ч на платных трассах М11 «Нева» и М4 «Дон». Окончательно решение по этому вопросу власти примут до конца года. Сейчас максимальная скорость движения по М11 на некоторых участках уже составляет 130 км/ч. Автомобильные активисты и общественные деятели поддерживают предложение властей, объясняя это тем, что в реальности люди не будут ездить везде с такой высокой скоростью, но зато смогут спокойно, не боясь штрафов, двигаться по платному участку с комфортной скоростью, не оглядываясь на спидометр. Такую позицию поддерживает и руководитель проекта probok.net Александр Шумский.

«Честно говоря, я даже не знаю, кто может быть против такой инициативы. Ведь речь идет не о том, чтобы повысить везде скорость по умолчанию, а сделать это исходя из категории дорог, их ширины, геометрии. Из практики платных дорог на аварийности повышение скорости не сказывается. Надо понимать, что есть разрешенная скорость, а есть фактическая и это две разные скорости. Даже если отменить порог скорости вовсе, это не значит, что люди будут гонять под 200, потому что есть предел комфортной скорости. Скорость в 150 км/ч как раз попадает в поток — это хорошо видно на трассе «Москва — Санкт-Петербург», где на многих участках машины едут 130 км/ч, потому что им так комфортно, хотя можно ехать еще +20 км/ч», — объяснил в беседе с Autonews.ru Александр Шумский.

При этом активист уверен, что корректировка нештрафуемого порога вскоре состоится, поэтому и начались разговоры о повышении общей скорости. «Да, у нас водители ездят +20 км/ч к разрешенной скорости. Но корректировка этого нештрафуемого порога уже не за горами, и чтобы водители к этому лучше относились, идет разговор об увеличении скоростного режима. Потому что штрафы — это попытка заставить водителя смотреть на спидометр, а нужно смотреть на дорогу. Вместо того, чтобы думать о безопасности, он начинает думает, не попадет ли он на штраф, отвлекается. Чем скорость будет адекватнее, тем лучше», — считает эксперт.

Фото: ГК «Автодор»
Фото: ГК «Автодор»

Электрокарам хотят упростить жизнь

Первые новые объекты дорожного сервиса в границах полос отвода на федеральных дорогах могут появиться в ближайшее время, если региональные власти и бизнес смогут оперативно договориться. Для этого правительство должно подробно расписать механизм выделения земли и финансирования объектов.

Речь идет об автозаправочных станциях с мойкой, магазином и даже зарядными колонками для электромобилей. Сегодня сложно представить себе сеть электрических заправок каждые 50 км между городами, потому пока на электромобиле невозможно проехать даже по самой популярной платной дороге М11, объясняют специалисты. 

Эксперт по автомобильным дорогам Александр Шумский считает, что все предложенное Минтрансом правильно. «В Питер из Москвы вы на электромобиле не доедете, проблемы могут возникнуть из-за нехватки заправок даже с дизельным топливом. На электромобиле сегодня просто невозможно передвигаться между городами. Но от того, что мы напишем постановление, инвесторы не появятся. Сейчас и на М11 между заправками больше 50 км. Как впихнуть в заправки еще и зарядки для электротранспорта, непонятно, потому что они просто не окупятся. Нет такого потока электромобилей. Но его и не будет, потому что нет заправок — это замкнутый круг», — сообщил Шумский.

Фото: Martin Schutt / dpa / Global Look Press
Фото: Martin Schutt / dpa / Global Look Press

Он уверен, что в первую очередь это должно быть выгодно экономически, для бизнеса должны быть преференции. «Не могу себе представить на трассе Красноярск-Иркутск каждые 50 км электрические заправки, я не знаю кто будет их строить, пока нет спроса. Например, Москва отменила плату за парковку и транспортный налог для электрокаров. Должна быть какая-то стимуляция, людей и бизнес надо заинтересовать», — считает автоэксперт.

Кто будет все это строить

Сегодня в стране насчитывается около 16 тысяч заправок и примерно один миллион километров автодорог с твердым покрытием. То есть это одна заправка приходится на 62 километра. Однако распределение АЗС неравномерное: восьмая часть от всех заправок приходится только на Москву и Московскую область. В восточной части России расстояние между заправками может быть в сотни километров.

Как отметил в беседе с Autonews.ru руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, для развития инфраструктуры и прилегающих к дорогам территорий самым важным вопросом является выделение земли, потому что бумажная волокита и согласования для одного участка в лесном массиве может затянуться на годы. А такая история не выгодна представителям бизнеса, которые хотят побыстрее окупить вложенные средства.

Фото: ГК «Автодор»
Фото: ГК «Автодор»

«Очевидно, что для владельцев дорог, для региональных властей должна быть четко прописана упрощенная схема выдачи земли под такие заправки и объекты инфраструктуры. Иначе бизнес в это не вложится. Постановление правительства как обычно можно охарактеризовать как «обо всем хорошем против всего плохого». Обход Лосево-Павловск на трассе «Дон» строили всего два года. Но от принятия решения до окончания строительства прошло восемь лет, из них шесть лет решали земельные вопросы», — пояснил Шкуматов.

Такие же проблемы, по словам эксперта, бизнес встретит и на пути согласования электрических заправок, потому что мощность и протяжка сетей электроэнергии может согласовываться долго и быть дорогой. Тогда бизнесмены пойдут по простому пути — протянут самый дешевый разъем, по которому электромобиль будет заряжаться сутки. Поэтому вопрос подвода к заправкам инженерных сетей должен базироваться на принципах государственно-частного партнерства. Чтобы проект реализовывался вовремя, оперативно помочь бизнесу должны будут федеральные, региональные и муниципальные власти вместе.