branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Дилер забрал деньги и оставил без машины: ловушка от автосалонов

Отсудить десятки миллионов рублей за неполученные машины надеются клиенты дилера Volvo. Многие внесли полную предоплату, но остались без автомобилей. Потерпевшие считают, что производитель должен был защитить их интересы
Фото: facebook.com / swedmobil
Фото: facebook.com / swedmobil

Без денег и автомобилей остались 14 клиентов теперь уже бывшего официального автосалона Volvo. В 2019 году несколько клиентов одного из старейших дилеров шведской марки «Свид-Мобиль» в Санкт-Петербурге внесли предоплату за новые иномарки, а часть из них — и полную стоимость в размере 3,5 млн-4 млн руб. Весной 2020 года все они должны были получить свои автомобили, однако доставку отложили из-за пандемии. После чего, как утверждает один из конфликтующих с дилерских центром водителей, руководители компании на встрече с покупателями якобы признали, что полученные за иномарки деньги производителю Volvo не переводили, а потратили на нужды своего бизнеса.

Клиенты без денег и автомобилей

Своей историей с Autonews.ru поделился Максим Завгородний — он сдал свою Volvo XC90 с пробегом в трейд-ин, и в общей сложности заплатил «Свид-Мобиль» за новый внедорожник 3,5 млн рублей. В конце декабря 2019 г.  он внес предоплату 200 тыс. руб., а весной должен было получить сконфигурированый под него семиместный внедорожник.

Фото: Shutterstock Статьи 25 августа 2020 Можно лишиться и машины, и денег: новая ловушка официальных дилеров
Фото: Олег Лозовой / РБК Статьи 14 августа 2020 Примеры обмана: как битые машины продают под видом «идеальных»

По словам автомобилиста, в конце марта ему сообщили, что машина собрана и находится на складе в порту. Требовалось внести остаток суммы и через 15 дней внедорожник должен был оказаться у клиента. Завгородний без сомнений внес полную стоимость — в договоре с дилером было оговорено, что эти деньги идут на оплату конкретной модели с уже определенным VIN-номером.

«Тогда я не понял, что машина стоит на складе производителя, а не дилера, и еще находился в собственности Volvo, мне в голову даже не могло прийти, что моими целевыми средствами дилер распорядится иначе, — возмутился клиент Volvo. — Почти сразу после оплаты началась пандемия, автосалоны закрыли, и я спокойно ждал».

Первые сомнения у клиента возникли к концу мая — в ответ на телефонные звонки дилер сообщил о проблемах с выдачей машины из-за недооформленных документов. 3 июня взволнованный мужчина обратился к производителю Volvo, откуда спустя 20 дней ответили, что дилер не отправлял им оплаты за автомобиль и что ему следует направить претензию дистрибьютору о возврате средств. Также Volvo в это время отозвало у «Свид-Мобиль» лицензию. Собранную же под клиента машину Volvo продала.

«После таких новостей мне удалось добиться встречи с представителями дилера, — уверяет Завгородний. — Там я узнал, что таких как я еще много. Дилер честно сказал, что за машины они нашими деньгами не расплачивались, пошли они на текущие нужны компании. Что, по моему мнению, может подходить под уголовные статьи «мошенничество» или «растрата». Но должен признать, что они не стали избегать общения, выдали мне подменный автомобиль и пытаются решить свои финансовые проблемы».

Фото: swedmobil.ru
Фото: swedmobil.ru

Примечательно, что в официальном ответе «Свид-Мобиль» от 10 июля 2020 г. (имеется в распоряжении Autonews.ru) сказано, что свои обязательства перед Завгородним компания не смогла выполнить вовсе не из-за финансовых проблем, а в связи с расторжением дилерского договора с Volvo. Что, по мнению компании, подпадает под нормы ст. 451 ГК о существенном изменении обстоятельств. О том, по какой причине машины не могли выдать более полугода дилер не объяснил.

Между тем, по словам Завгороднего, всем потерпевшим «Свид-Мобиль» предложил выплатить образовавшийся долг в рассрочку — закрыть задолженность дилер пообещал в течение года. Правда, без каких-либо компенсаций и неустоек. Автомобилист не согласился и сразу обратился в суд. В конце августа он узнал, что один из обманутых водителей, который пошел на компромисс обещанного первого платежа не получил и теперь также планирует подать в суд.

Претензии к производителю Volvo

Соответчиком иска к «Свид-Мобиль» указано и российское представительство Volvo. Так, потерпевший автомобилист уверен, что компания заранее не обеспечила защиту его интересов. 

«Volvo не работает с рисками, ведь не только меня, вплоть до отзыва лицензии, отправляли посотрудничать с этим дилером, — выразил недовольство автомобилист. — Когда я получил выписку о финансовом положении «Свид-Мобиль» по итогам 2019 года, то пришел в ужас — дилер показал колоссальную убыточность. Ведь это можно было отследить. Налицо отсутствие риск-менеджмента и нарушение международных стандартов качества, включая ISO 9001. Также мне удалось связаться и с российским представительством Volvo — на единственном конференц-колле на мои вопросы они не ответили и сказали, что все претензии я могу направлять исключительно дилеру. В ответ на мировое соглашение они заявили, что они никакой ответственности за дилера не несут».

Фото: «Свид-Мобиль»
Фото: «Свид-Мобиль»

Тем временем «Свид-Мобиль» продолжает свою работу. Правда, уже не в статусе официального дилера, а компании по продаже б/у автомобилей и сервисному ремонту.

Позиция Volvo

В российском представительстве Volvo Autonews.ru сообщили, что18 июня 2020 г. компания «Свид-Мобиль» была лишена статуса официального дилера Volvo Car Russia. Этому решению, как уверяют в представительстве, предшествовали долгие переговоры между Volvo Car Russia и «Свид-Мобиль».

«Ожидания с нашей стороны по выполнению взятых дилером на себя обязательств и обещаний, которые по итогу не были выполнены. Однако, даже после расторжения договора нами была продолжена коммуникация с руководством компании «Свид-Мобиль», а также приняты меры для того, чтобы бывший партнер получил дополнительные возможности для выполнения своих обязательств перед клиентами», — заявили представители Volvo.

В компании также уточнили, что продлили срок выкупа автомобилей, которые были предоплачены компании «Свид-Мобиль» клиентами, но не выкуплены у Volvo до 14 июля 2020 г. При этом Volvo Car Russia не требовала уплаты задолженностей перед компанией. 

«Со стороны «Свид-Мобиль» никаких действий не последовало. Несмотря на это, 17 июля нами был повторно продлен срок выкупа автомобилей до 31 июля, а 23 июля мы провели встречу с несколькими владельцами компании «Свид-Мобиль» и потребовали доставить клиентам предоплаченные автомобили. Бывший партнер вновь не воспользовался отсрочкой. С конца июля дополнительных просьб по продлению выкупа автомобилей от компании «Свид-Мобиль» нам не поступало, в связи с чем мы приостановили такую возможность», — рассказали в Volvo Car Russia.

Почему представительство не отвечает за дилера

В ответ на претензии автомобилистов не только к дилеру, но и представительству, в Volvo Car Russia заявили Autonews.ru, что «дилер является самостоятельной компанией, ведущей предпринимательскую деятельность» и что «Volvo Car Russia не имеет иных механизмов, позволяющих принудить дилера к исполнению им взятых на себя обязательств перед клиентами».

«Произведение инвестиций в дилерское предприятие, привлечение и порядок использования денежных средств для ведения деятельности, принятие иных управленческих решений находятся в зоне ответственности руководителей и собственников дилерского предприятия», - обозначили свою позицию в Volvo Car Russia.

По словам представителей компании, при покупке автомобилей клиенты заключают договоры купли-продажи с дилерскими центрами, соответственно, именно дилеры несут ответственность по таким договорам.

«Дилеры, в свою очередь, производят заказ автомобилей у Volvo и должны произвести оплату автомобиля для того, чтобы выкупить его и реализовать клиенту. Если дилер не производит оплату в адрес Volvo Car Russia, дилер не может выкупить автомобиль и реализовать его далее клиенту», - объяснили в представительстве.

К чему готовиться в суде

Первое судебное заседание назначено на октябрь — в самом начале адвокат автомобилиста намерен добиться наложения обеспечительных мер к имуществу ответчика. А после воспользоваться нормами закона «О защите прав потребителей». Согласно которым, водитель имеет право взыскать уплаченную за неполученный автомобиль сумму, а также неустойку в размере 0,5% от стоимости машины за каждый день просрочки по поставке товара. Истец начал отсчет с 19 мая — старта работы автосалонов после пандемии. Также, если продавца признают недобросовестным, ему придется заплатить крупный штраф.

Почему закон не защищает покупателей

В том, что в этой ситуации производитель действительно не отвечает за действия дилера уверен эксперт общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Сергей Емельянов.

«У кого человек купил автомобиль, кому передал деньги? Дилеру. С ним подписан договор и все вопросы в такой ситуации можно адресовать только дилеру, — задался вопросами Емельянов в беседе с Autonews.ru. — А кому дилер не передал деньги — уже другой вопрос. Сейчас закон никак не связывает производителя и продавца. Нет никакого смысла в создании лишних цепочек взаимосвязей. Иностранный производитель в такой ситуации не будет отвечать по российским законам».

Эксперт признает, что для получения хоть каких-то выплат с дилера придется приложить огромное количество усилий и лучше всего делать это коллективно.

«Если у дилера вообще нет денег, с него ничего получить и не получится. В суде присудят неустойку, но получать окажется нечего, — предположил эксперт. — Если дилера признают банкротом, можно подавать заявление в Арбитражный суд и встать в очередь должников. А если окажется, что дилер изначально не планировал передавать деньги производителю за машину и сразу хотел их себе присвоить — это уже уголовная статья по факту мошенничества. Можно подавать заявление по месту заключения сделки».

Фото: «Свид-Мобиль»
Фото: «Свид-Мобиль»

Также специалист по защите прав потребителей объяснил, что в России существуют нормы законодательства, которые должны полностью защитить попавшую в такую ситуацию покупателей, однако они просто не действуют.

«Существует статья 177 УК России «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности», — объяснил Емельянов. — Согласно ей, если руководитель организации или гражданин обязан погасить долги, но не делает этого, его ждет уголовная ответственность вплоть до двух лет лишения свободы. Чтобы избежать судимости любой предприниматель нашел бы деньги. Но федеральная служба судебных приставов не применяет эту норму — они считают: если на счетах у человека или фирмы ничего нет, значит и дело возбуждать нельзя. А с какой стати эти средства там появятся? Можно создать компанию, насобирать платежей, обанкротиться и все, ты никому ничего не должен».

Autonews.ru связался с представителями «Свид-Мобиля»: после консультации с юристами от общения они отказались.