Власти Санкт-Петербурга не видят нарушений в ситуации с массовыми штрафами за неоплату парковки, а недовольные автолюбители имеют право оспорить постановления. Об этом Autonews.ru сообщили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ).
Платная парковка в Петербурге была введена в 2015 году. Но из-за противоречий в региональных и федеральных законах получилось, что выписывать штрафы за неоплату было нельзя. На решение вопроса ушло 4,5 года. Возможность штрафовать нарушителей у властей города появилась только с 12 марта 2020 года. Во время действия режима самоизоляции не все водители отследили эти изменения и по привычке, как и все последние годы, стоянку не оплачивали.
«В первую очередь важно отметить, что зона платной парковки действует с 03.09.2015. Платные парковочные места обозначены дорожными знаками 6.4 «Парковка» с табличкой 8.8 «Платные услуги», а также соответствующей дорожной разметкой. На подъездах к зоне платной парковки установлены информационные щиты <...> Поэтому проживая или приезжая в зону платной парковки, водитель обязан соблюдать ПДД», — отметили в КРТИ.
Недовольным автомобилистам, которые требуют отменить все постановления за неоплаченную стоянку, в комитете посоветовали обжаловать штраф. Сделать это можно в течение 10 дней после получения постановления. Но автомобилисты уверяют: письма о штрафах стали массово приходить им спустя почти 2 месяца после первого нарушения. В итоге у некоторых автомобилистов сразу образовалась задолженность на 100—300 тыс. руб. Штраф за каждое такое нарушение — 3 тыс. руб.
Чиновники объясняют возможность задержки следующим образом: на вынесение каждого постановления закон позволяет тратить два месяца.
«Актуальная информация о пользовании зоной платной парковки с даты ввода ее в эксплуатацию на постоянной основе размещается на официальных сайтах Комитета по развитию транспортной инфраструктуры и Городского центра управления парковками, в том числе и о том, что постановление об административном правонарушении выносится в течение двух месяцев со дня фиксации правонарушения согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП», — заявили в КРТИ.
В КРТИ сообщили, что, по состоянию на 27 августа, за нарушение правил пользования зоной платной парковки выставлено 64 912 штрафов на общую сумму 194,7 млн руб. Из них оплачено 18 293 штрафа на общую сумму 54,9 млн руб. На обжалование, по данным ведомства, было подано 4 487 штрафов — из них отменили только 613 постановлений.
Оштрафованные автомобилисты сдаваться не намерены — они уже направили коллективную жалобу в КРТИ. Также они готовят обращение к президенту Владимиру Путину. Сейчас, как рассказали Autonews.ru активисты, все они собирают подписи, а 9 сентября отправят документ в приемную президента.
При этом водители недоумевают, почему наказание заработало в момент объявленного режима повышенной готовности: ведь МФЦ, где можно было бы оформить разрешения, не работали.
Автомобилистка Екатерина Александрова рассказала, что получила штрафы исключительно за период самоизоляции: его она пережидала дома после того, как осталась без работы.
«Проживаю в коммуналке в угловом доме Невский/Литейный. Начала выяснять, как оформить парковочное место, в КРТИ ответили, что нужно согласие всех собственников. Все уперлось в то, что всех собственников мне не найти, некоторых нет в России. И так как не штрафовали, вопрос закрылся сам собой. Подумала, что если «активируют» парковку, займусь вопросом повторно. По итогу 5 мая пришел штраф, за ним еще и еще — все задним числом за март и апрель. Всего 48 штрафов на сумму 144 тыс. руб., плюс комиссия за каждый штраф 250 руб.», — сказала она.
У семьи Яны Божок долг за парковку — 45 тыс. руб. Супруги планировали приобрести годовой абонемент в ноябре 2019 года, но поскольку они только оформляли получение в наследство одной из комнат в коммуналке, где проживали, столкнулись с неожиданными проблемами. На оформление жилья в собственность требовалось полгода, а в организации «Парковки Центр» Божок сообщили, что для оформления абонемента по месту жительства нужно быть именно собственником жилья.
«Тогда мы стали ждать июнь 2020 года, но 16 мая через Госуслуги нам пришли «письма счастья» на 9 тыс. руб., а за две недели долги выросли до 45 тыс. руб., — пожаловалась Божок. — Как выяснилось далее, после долгих разговоров с организацией «Парковки Центр» и похода в МФЦ, собственником быть не обязательно, достаточно иметь было прописку больше года, а она была. Вот такая путаница».
Некоторые водители обратились в приемную президента лично с просьбой объявить «амнистию». Часть получила рекомендации обратиться к городским властям, но у некоторых автомобилистов, по их словам, обращения все-таки приняли.
Также с аналогичным обращением к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову выступила Федерация автовладельцев (ФАР).
Многие оштрафованные тем временем уже обратились в суд и в прокуратуру. Например, автомобилистка Татьяна Гужавина парковочное разрешение оформляла, но все равно получила штрафы. Слушания по каждой жалобе начнутся в ближайшее время. А вот жалобу Гужавиной в прокуратуру на действия выписавшего штрафы сотрудника КРТИ ведомство отправило начальнику этого же Комитета. Максиму Джаманбаеву суд штрафы уже отменил — у него было оформлено парковочное разрешение, но до февраля. При этом в системе у пользователя оно отображалось как действующее до октября 2020 года и суд встал на сторону водителя.
Юрист Михаил Никитин в беседе с Autonews.ru выразил сомнения в том, что власти добровольно спишут примерно 200 млн долгов и не ждет от города жеста доброй воли. Он напомнил водителям, что на каждое постановление нужно составлять отдельную жалобу. Также Никитин считает, что автомобилистов ждут непростые судебные тяжбы — все законодательные формальности при оформлении постановлений соблюдены. При этом суды все-таки могут учесть, что в условиях режима повышенной готовности водители старались больше находиться дома.
«Все было сделано ровно за неделю до начала режима повышенной готовности и в итоге пострадали даже люди, которые оформляли резидентные разрешения, но не успели их продлить, — рассуждает эксперт. — Московские суды в таких ситуациях занимают формальную позицию — если соответствующие нормативные акты приняты и акту опубликованы в общедоступных источниках, то постановления не отменяют. В случае с Санкт-Петербургом можно зацепиться на позднее информирование о самых первых штрафах — в таком случае можно было бы оставить только один и отменить все последующие».
Из-за противоречия регионального и федерального законодательства получилось так, что платные парковки в Санкт-Петербурге заработали в 2015 году, а система наказания — нет. Законопроект о внесении поправок в КоАП, предусматривающих урегулирование вопроса для оформления штрафов внесли в Госдуму в 2017 году. Лишь спустя год его приняли в первом чтении, а вот в феврале документ прошел во второе и третье чтения, а также получил одобрение в Федеральном собрании. В итоге 1 марта президент России Владимир Путин подписал закон о внесении поправок — до этого момента, как признали в КРТИ, срок начала администрирования штрафов за нарушение правил пользования парковках был неизвестен.
Вступил закон в силу 12 марта. Информация об этом, как уточнили в КРТИ, сразу появилась на официальных порталах города. Также чиновники заявили, что рассылали информацию в СМИ.
Однако судя по новостным лентам, 12 марта лишь несколько региональных СМИ сообщили новости о введении штрафов, в Autonews.ru пресс-релиза не поступало. Популярное местное издание «Фонтанка» опубликовала соответствующую новость лишь в 21:23 — уже после того, как водители начали получать первые штрафы.
Чиновники, тем не менее, уточнили, что на протяжении всего рассмотрения документа активно общались с журналистами, а после того, как штрафная система заработала, в зоне платной парковки три дня дежурили волонтеры.