В странную историю попала автомобилистка из Москвы Елена Платонова — спустя полтора года после ДТП она вдруг оказалась должна страховой компании более 60 тыс. рублей. Как рассказала Autonews.ru сама Платонова, 17 ноября 2018 года она на своем Nissan Juke нарушила ПДД в районе Тургеневской площади: совершила поворот не из своей полосы, в итоге в бок ее автомобиля перестроился Peugeot 308. «Я сразу признала вину, все было очевидно, и мы с потерпевшей стороной оформили Европротокол по всем правилам, — рассказала автомобилистка. — Извещение, я лично отнесла в свою страховую компанию «Альфа Страхование» и получила об этом отметку. Я сделала это максимально быстро, тем более, что на тот момент еще действовал штраф в случае, если виновник не предупреждает страховщика о ДТП».
Далее все прошло без проблем — потерпевшая получила от страховой компании деньги за ремонт и история, казалось бы, закончилась. Однако случайно заглянув на почту в начале сентября 2020 года Платонова получила письмо с судебным иском от страховщика. Оказалось, что страховая компания через своего посредника — «Центр долгового управления» подало в суд на том основании, что автомобилистка в 2018 году не уведомило компанию о ДТП и не сдало страховщику Европротокол.
«В соответствии с пп.1. ст.14 «Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред» закона об ОСАГО (в редакции, действующей на дату ДТП), страховщик имеет право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховой компанией выплаты, а также расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая, если указанное лицо в случае оформления документов о ДТП без участия на то уполномоченного на то сотрудника полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение пяти рабочих дней со дня ДТП», — говорилось в иске. Судебное заседание было назначено на 15 октября 2020 года.
Такие новости возмутили автомобилистку. «Альфа Страхование» выждало полтора года явно в надежде что я потеряю документ, — заявила Платонова. — Кто хранит такие документы полтора года?». Однако Платоновой повезло, оказалось, что она случайно оставила копию извещения с отметкой страховой компании в бардачке своего Nissan и спустя полтора года обнаружила его на своем месте. После этого автомобилистка отправила копии документов посреднику компании и непосредственно самому страховщику — по ее словам, это произошло в период с 7 по 9 сентября. После чего на контакт с ней никто не вышел, о чем она пожаловалась в соцсетях.
«У меня документы сохранились чудом, я их даже не сфотографировала. Теперь я всегда будут помнить, что срок исковой давности по таким делам три года. Но что при этом делать тем, кто также как и я отнес документы, получил подтверждение и потом их просто не сохранил?».
Autonews.ru обратился в страховую компанию утром 15 сентября с запросом о причинах произошедшего и уже вечером автомобилистка получила сообщение о снятии к ней всех претензий. «На основании вашего обращения была проведена проверка, принято решение об отзыве иска. Соответствующее уведомление сегодня будет направлено в суд. С нашей стороны будут приняты необходимые меры для недопущения подобных ситуации в дальнейшем. Приносим извинения», — говорится в сообщении от «Альфа Страхование».
В компании «Альфа Страхование» Autonews.ru сообщили, что ошибку допустил их сотрудник. Из-за нее предоставленный клиентом документ не учли должным образом в системе компании и регрессное требование было выставлено автоматически. «По итогам проведенной проверки принято решение об отзыве иска. Соответствующее уведомление направлено в суд. Компания примет все необходимые меры для недопущения подобных ситуаций в дальнейшем», — заверили в пресс-службе компании.
Тем временим другие автомобилисты в соцсетях поделились с Платоновой схожими историями. «Несколько лет назад с другой компаний была аналогичная история. Привез им копию с их же печатью, подписью. Замолчали. Через полгода опять угрожали судом. Опыт показал, что ездить и передавать им не было смысла. Отправил заявление в прокуратуру. Все утихло», — рассказал Игорь Маторин.
Еще несколько автомобилистов признались, что не оформляют Европротоколы именно из-за опасений претензий со стороны страховых компаний. «Я в 2016 году попал из-за этого Европротокола на 13 тысяч. Теперь точно не буду оформлять. Лучше три часа подожду, пусть инспекторы ГИБДД приезжают и оформляют», — привел свой пример Олег Жуков.
В свою очередь юрист Илья Афанасьев в беседе с Autonews.ru признал, что у любого попавшего в подобную ситуацию в суде не было бы никаких шансов доказать свою правоту. Сохранившиеся копии извещений он назвал «чистым везением».
«Никакая страховая в таком ситуации не стала бы в суде свидетельствовать против себя и разыскивать то извещение, — уверен Афанасьев. — Сама эта норма с правом предъявления регресса была античеловечной. Ее ввели в 2015 году — только чтобы помочь страховщикам повысить прибыльность работы. Ведь это полная глупость — за выплатой точно обратится потерпевший, который и известит об аварии. Если есть сомнения от том, что было ДТП, страховая всегда может связаться сама со своим клиентом и проверить. Эту норму отменили с 1 мая 2019 года, но сколько за это время было предъявлено исков к водителям, которые ничего не подозревали и которые добросовестно извещали страховщиков».