Обсуждение закона о такси, который был принят в первом чтении Госдумой еще в 2018 г., активно возобновилось в середине сентября текущего года. Выяснилось, что документов о регулировании рынка извоза разрабатывается несколько, какие-то проекты Госдума уже успела отклонить и отправить на доработку. А тот самый главный закон о такси уже много раз переписали и пока не показывают даже первоначальным авторам.
Каждый день появляются новые сообщения: тарифы вырастут на четверть, таксистам урежут зарплату, работать в такси смогут самозанятые. Мы связались с представителями профсоюза такси, разработчиками закона и агрегаторами перевозок, чтобы узнать, как скоро примут новый закон, что в нем будет и как это отразится на тарифах и малом бизнесе.
Закон о такси начали готовить еще в прошлом созыве Госдумы. Так как у каждого участника рынка такси — водителей, агрегаторов, клиентов, есть свои интересы, которые часто взаимоисключают требования друг друга, авторы попытались найти взвешенную позицию, которая бы устроила всех. В первоначальном документе, текст которого прошел все согласования с ведомствами, предусматривались жесткие санкции: для агрегаторов штрафы в 500 тысяч рублей, блокировка и остановка деятельности в случае повторных нарушений, для таксистов — 30 тысяч штрафа и лишение прав на полгода. Но тогда закон не успели принять к концу созыва, и он был передан в профильный комитет по транспорту и строительству. Об этом в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал депутат Госдумы и автор этого законопроекта Вячеслав Лысаков.
Дальше закон несколько раз дорабатывали, переписывали, отклоняли и переделывали. Но основной текст и посыл оставался. Постепенно комитет по транспорту и строительству переделал текст документа до такой степени, что его не узнали его же авторы. «Была полностью изменена концепция, вместо минимизации фильтров и различных препон для участников рынка в сфере госрегулирования такси, таких препон стало максимум и самое страшное — дали компетенции субъектам, а этого делать нельзя, это приведет к коррупции, когда в регионах будут работать 2-3 прикормленные компании», — вспоминает Лысаков.
По словам депутата, за два года текст документа изменили кардинально, но пока так никому не показали. Сам автор первоначального документа смог взглянуть на несколько страниц нового закона и ужаснулся. «Ситуация совсем плохая. Есть там вещи, которые невозможно исполнить без изменения трудового кодекса. Есть вещи, которые дают избыточные полномочия субъектам. Много административных барьеров. Посудите сами. Например, требования к соискателю на получение разрешения такси, сейчас следующие: машину нужно выкрасить в цвет такси, обвесить ее шашками, установить фонарь, получить желтый номер, и только после этого подать заявку в Дептранс. Нет разницы между кандидатами в таксисты и таксистами. И обязательно нужно предоставить справку о стоянке, где будут хранить машину. И если разрешение человеку не дают, то что ему потом делать с этой машиной», — негодует депутат.
Также, например, в законе не учтен тот факт, что водитель может использовать машину в личных целях, например, отвезти своего ребенка в зоопарк. Как только таксист снимет фонари и шашечки, он получит штраф, при том, что автомобиль у него в собственности. «Несмотря на то, что сейчас это активно обсуждается, слово самозанятые в такси комитет по транспорту даже слышать не хочет. Слово агрегатор там вообще не прописано. Информационного посредника хотят признать перевозчиком. Тогда они будут нести совсем другую ответственность. Но отвечать должны не они, а индивидуальные предприниматели и таксопарки», — объясняет Лысаков.
По его мнению, сейчас отрасль имеет неадекватный и загубленный, несовременный закон, который неприемлемо написан с юридической точки зрения. «Комитет по транспорту и строительству этот скандальный текст протаскивает силой. На общей встрече инициативной группы РСПП всем было очевидно, что ни с кем ничего не согласовано. Из-за амбиций конкретных депутатов сейчас есть документ, который абсолютно не соответствует реалиям», — резюмировал один из авторов первой редакции закона.
С мнением депутат согласны и многие сенаторы, которые тоже готовили свой документ, регламентирующий работу сферы такси, но его отклонил все тот же комитет по транспорту. Как заявила первый зампредседателя Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова, поправки о том, чтобы разрешить самозанятым работать в такси обязательно должны быть в законе о такси, который переписывают уже три года. «Подавляющее большинство операторов рынка и россиян — пользователей такси, я уверена, будут только благодарны за это назревшее решение. Сегодня значимый рынок перевозок по-прежнему работает без ключевого отраслевого закона», — объясняет сенатор.
Общее беспокойство по поводу грядущего закона о такси и того, что же в нем все-таки будет (текст пока так никому и не показали) разделяет и таксисты. Председатель Московского профсоюза таксистов Николай Кодолов считает, что с законом придет закручивание гаек, потому что из той информации, что есть сейчас, можно сделать вывод, что грядет жесткий контроль со стороны законодательства и контролирующих органов. При том, что плюсов для водителей в законе сейчас нет, скорее наоборот.
«Будет минимальный оклад, это 18 тысяч рублей. С него будут платиться налоги в фонды, а остальное будет идти в серую. Больничные и отпускные будут платить с оклада, никаких плюсов для водителей не будет. Сейчас водители работают сами на себя — выбирают когда, сколько работать и сколько отложить. Если в такси появится категория самозанятых, это будет хорошо, государству придут новые налоги. В новом законе для государства в налоговом вопросе тоже плюсов нет. Не будет такого количества водителей, такого оборота денег, упадет собираемость налогов. Таксопарки будут стараться уходить от налогов. А если сейчас привести самозанятых, то они будут платить 4,5,6%, то это принесет даже больше налогов, и они пойдут в региональные бюджеты», — объяснил Кодолов в беседе с корреспондентом Autonews.ru.
По словам представителя водителей такси, с появлением закона о такси тарифы точно не будут снижаться, потому что они и так уже снижены до экономического порога. «Паркам скоро не на что будет менять машину. Введение дополнительных расходов на водителей, например, приобретение тахографов в том числе, уменьшит доход таксистов с сегодняшних 50-60 тысяч до 40. Это ударит и по цифровым сервисам, потому что парки будут держать водителей в штате и все проводить в белую и тогда это дополнительный штат людей и расходы. Придется точно поднимать тарифы. Если сейчас поездка составляет 500 рублей, то это превратится в 1000 рублей. Если работать в белую, тарифы вырастут на 70-80%. А есть районы, откуда кроме как на такси не выедешь и люди с такими тарифами не смогут пользоваться такси, это приведет к социальной напряженности», — считает Николай Кодолов.
В новом законе, по мнению собеседника, обязательно нужно прописать ответственность всех сторон. Для самозанятых должна быть введена соразмерная ответственность для физлиц. Агрегаторам также важно обозначит их место и их ответственность в сфере такси.
«Нужно четко прописать, кто за что отвечает. И стоит создать некие страховые фонды, чтобы в случае неприятностей, было откуда взять деньги. Так сделано в туризме, например. Водителей такси нужно превратить в профессионалов. Должен быть институт обучения, в том числе проверки водителей на психологическую устойчивость, как делал «Яндекс» в 2015 году. Водители будут относиться к этой работе ответственно, зная, что получить ее сложно и за нарушения будет серьезный штраф. Подготовкой водителей должны заниматься совместно и агрегаторы, и государство, и автопарки. Если речь идет о самозанятых, то для них нужно предусмотреть возможность обучения и переаттестацию», — уверен Кодолов.
Агрегаторов такси подключили к обсуждению закона о такси относительно недавно, но они уже смогли сформулировать позицию бизнеса по ключевым пунктам данного законопроекта и войти в рабочую группу по итогам круглого стола в РСПП. Как нам рассказали в пресс-службе «Яндекса», сегодня, в частности, важно отобразить уровень цифровизации, который достигнут благодаря онлайн службам заказа такси.
«Рынок такси резко вырос, число поездок за 10 лет выросло в разы. И в России, и в мире. У нас в стране много водителей, которые работают как индивидуальные предприниматели или самозанятые — последних, самозанятых водителей уже несколько сот тысяч. Мы предлагаем разрешить им получать разрешение на перевозку пассажиров и приравнять их в возможностях к ИП. Самозанятые таксисты самостоятельно платят налоги и полностью отвечают за свою работу. Это особенно важно в кризис, когда люди подрабатывают в такси», — считает директор по корпоративным отношениям и связям с госорганами «Яндекс.Такси» Антон Петраков.
Новый закон предлагает устанавливать тахографы для контроля за состоянием водителя. Представитель агрегатора считает, что более эффективно расширить список технических средств — уже сейчас есть программы в телефонах водителей и специальные камеры, которые контролируют скорость, манеру вождения и внимание таксиста. Также обсуждается введение квот — это крайне плохо скажется на качестве такси. Уже есть примеры в Стамбуле, например — там, где число разрешений на такси искусственно регулируют, такси становится дорогим и приезжает долго. Точно также случится, если ввести регулирование цен, никакого гибкого саморегулирования не будет, стоимость проезда неоправданно вырастет.
«По нашим данным, даже минимальное вмешательство в рыночное ценообразование приведет к падению количества поездок и негативно скажется на заработке водителей. Также у многих сервисов уже есть работающие программы страхования поездок, эту практику можно распространить на всю страну. А состояние водителя и состояние машины можно проверять дистанционно — дистанционные медицинские осмотры проверяют температуру и давление, можно удаленно проверять состояние машины с помощью фотоконтроля. Конечно, никто не предлагает отменять классические способы контроля, но нужно вводить и цифровые меры контроля за проблемами», — уверены в «Яндексе».
Похожую позицию высказывают и в компании «Ситимобил». «Мы внимательно следим за законом. Увы, документ в актуальной редакции имеет очень много пробелов и противоречий, урегулировать которые мы предлагаем через коллективные предложения, вырабатываемые новой рабочей группой агрегаторов при РСПП. Действующее законодательство уже позволяет работать индивидуальным предпринимателям. Сейчас же активно обсуждается создание правовых условий для работы самозанятых в такси — мы ее поддерживаем, но подчеркиваем, что для этого должны быть созданы четкие правовые основы», — рассказали корреспонденту Autonews.ru в пресс-службе компании.
Агрегаторы уверены, что если голос рабочей группы при РСПП не будет услышан и проект ФЗ будет принят в текущей редакции, которая прописывает тарификацию и квотирование, то о доступном такси, к которому привыкли россияне, можно будет забыть.