АвтоВАЗ в 2020 году отметился целым рядом новинок, большинством из которых стали различные спецверсии уже существующих машин. Каждый из этих автомобилей — важное событие для рынка. Однако самый дорогой универсал Lada Largus Cross под названием Quest, топовый хэтбчек Lada XRay Cross Instinct и особая модификация Black для Lada Vesta Cross — не единственные спецверсии компании, увидевшие свет в недавнем прошлом. Мы решили вспомнить о самых интересных и необычных модификациях моделей Lada последних лет, о которых мало кто слышал.
Универсал повышенной проходимости Lada Vesta SW Cross обзавелся необычной полицейской версией. Правда увидеть этот автомобиль можно лишь в небольшом словацком городе Гуменне. Местные полицейские приобрели российский универсал в единичном экземпляре в лизинг за 14 тыс евро. Свой выбор местные стражи порядка объяснили тем, что Lada Vesta SW Cross обладает высоким клиренсом и большим объемом багажного отделения. Служебный универсал оборудовали спецсигналами, особыми средствами связи и полицейскими ливреями. В автопарке местных правоохранительных органов российский автомобиль составит компанию Kia Ceed и Skoda Fabia Combi.
Какая именно модификация Lada Vesta SW Cross отправилась в Словакию неизвестно. В России универсал доступен с моторами объемом 1,6 л мощностью 106 и 113 л. с., которые работают в паре с механической коробкой и вариатором соответственно. Кроме того, у модели есть модификация с 1,8-литровым 122-сильным двигателем и «механикой».
Очень необычной модификацией Lada отметились студенты одного из сибирских вузов. Будущие инженеры переоборудовали универсал Kalina в беспилотный катафалк. Автомобиль для погребальных церемоний, который может разгоняться до 5 км/ч, построили в единственном экземпляре. Впрочем сами автора проекта уверяют, что машина еще нуждается в доработке. Помочь студентам создать идеальную машину для подобных услуг пообещали специалисты «Яндекса», МАДИ и «КамАЗа».
Беспилотный катафалк построили на базе Kalina второго поколения. Его технические характеристики неизвестны. Оригинальный универсал комплектовался 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 87, 98 либо 106 лошадиных сил. Не исключено, что созданная студентами модификация получила электрическую силовую установку.
Ральф Шумахер, брат многократного чемпиона «Формулы-1» Михаэля, не так давно приобрел в личное пользование внедорожник Lada Taiga 4x4. Очень вовремя, ведь уже в следующем году этот автомобиль окончательно покинет европейский рынок из-за ужесточающихся экологических норм. По признанию 44-летнего немца, трехдверка покупалась им для поездок в загородный коттедж и перевозки вин, которые он выпускает под собственным брендом Schumacher Wines.
Видимо, стандартная версия внедорожника для этих целей бывшему гонщику не подошла, и он сразу же отправил машину на доработку. В итоге особый автомобиль для Шумахера получил другую подвеску, экспедиционный багажник на крыше, лебедку и увеличенный дорожный просвет. Также на кузов российского внедорожника нанесли антикоррозийное покрытие и приклеили специальные эмблемы. В комплекте с внедорожником Шумахер приобрел небольшой прицеп, на котором красуется фирменная эмблема его винной линейки.
Специально для бывшего президента АвтоВАЗа Бу Андерссона была выпущена особая версия Lada Largus с приставкой VIP. Стандартный 1,6-литровый 105-сильный двигатель заменили двухлитровым агрегатом от кроссовера Renault Duster мощностью 135 лошадиных сил. Также у универсала появились хромированные рейлинги, крыша черного цвета и колесные диски в тон. Салон машин украсили вставками под дерево и установили новые кресла с обивкой искусственной кожей и алькантарой.
Сам швед нередко шутил, что салон его универсала выполнен «в стиле Bentley», в кузов окрашен в цвет «белый металлик, «как у Audi». До этого его служебной машиной был Infiniti QX56. В 2014 году Бу Андерссона решил запустить Lada Largus VIP в серийное производство. Новинка должна была стать самой дорогой и роскошной версией универсала стоимостью примерно в 650 тыс. рублей. Однако эпоха шведа в АвтоВАЗе прошла, а проект по созданию «вип» Largusa был свернут.
Преемник Бу Андерссона — Николя Мор — своим служебным автомобилем выбрал «Весту». Специально для топ-менеджера инженеры АвтоВАЗа подготовили роскошную версию седана, которую назвали Signature. От стандартной модели машина отличалась увеличенной на 250 мм колесной базой, салоном с кожаной отделкой, раздельными задними креслами с подогревом, усиленной шумоизоляцией и другим мультимедийным комплексом.
Под капотом Lada Vesta Signature установили модернизированный 1,8-литровый 122-сильный двигатель со сниженным уровнем вибраций. Стоимость такого седана составила около 1 млн рублей, однако в серию роскошная «Веста» также не пошла. Хотя в Госдуме в то время неоднократно звучали предложения пересадить именно на такие машины служащих всех госучреждений, обслуживаемых автокомбинатом управделами президента.
Самой дорогой версией седана Lada Vesta является гоночная модификация под названием R1. Заказать эту машину можно примерно за 2 млн рублей. Автомобиль разрабатывался специально для «Рождественской гонки чемпионов» и получил 1,6-литровый 16-клапанный двигатель, который форсировали с заводских 106 до 175 лошадиных сил. Добиться таких результатов удалось в том числе благодаря новому программному обеспечению электронного блока управления двигателем. Также машина получила блокировку дифференциала, новые пружины и газонаполненные амортизаторы в подвеске.
Что касается самой мощной «гражданской» версии Lada Vesta, то она носит название Sport и комплектуется 1,8-литровым 145-сильным двигателем. Мотор, работающий с механической коробкой с усиленными приводами, позволяет седану набирать «сотню» за 9,6 с, а его максимальная скорость составляет 198 км в час.
Самый популярный автомобиль России — Lada Granta — решили приспособить под нужды сотрудников Росгвардии и военной полиции. Пока патрульная машина еще не появилась на отечественных дорогах, но уже получила одобрение типа транспортного средства (ОТТС) в Росстандарте. Автомобили для сотрудников силовых структур укомплектуют системой вызова экстренных оперативных служб, светоакустической панелью, системой видеонаблюдения и радиостанцией.
Также в оснащение патрульных Granta войдет бортовой компьютер с базой данных МВД. С помощью системы можно будет в любой момент узнать, находится ли человек в розыске, а также сведения о владельцах оружия или данные объектов и квартир, которые находятся под охраной росгвардейцев. Салон седана оборудуют отделением для хранения спецсредств и оружия, а также местом для задержанных или, если потребуется, для перевозки служебно-разыскной собаки.
Стоит отметить, что в Германии поклонником продукции АвтоВАЗа является не только Ральф Шумахер. Немецкая компания Partisan Motors из города Магдебург решила выпустить собственную лимитированную версию внедорожника Lada 4x4, которую приурочили к 50-летнему юбилею Волжского автозавода. Автомобиль оснастили ковшеобразным воздухозаборником на капоте, новым бампером с буксирными крюками, особыми покрышкам BFGoodrich, рейлингами на крыше и дополнительными пластиковым накладкам. Салон получил отделку кожей от поставщика Erich Bitter, а вот технические характеристики остались без изменений.
Всего немцы планируют выпустить 50 внедорожников, на каждый из которых будет выдаваться особый сертификат подлинности. Цены на машину стартуют от 19 990 евро, что втрое дороже базовой модификации Lada 4x4 в России (от 572 900 рублей).