Комиссия Мосгордумы по законодательству, регламентам, правилам и процедурам рекомендовала городскому парламенту рассмотреть на пленарном заседании вопрос снижения штрафа за неоплату парковки с нынешних 5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб. Соответствующий законопроект подготовил депутат Мосгордумы Михаил Тимонов после обращения депутата Госдумы Ярослава Нилова. За обсуждением вопроса наблюдал корреспондент Autonews.ru.
В своем выступлении депутат Тимонов напомнил, что с момента введения в Москве платных парковок и до 9 января 2019 г. штраф за неоплату стоянки составлял 2,5 тыс. руб., после чего вырос в два раза.
Соответствующие изменения были сделаны в ч.2. ст. 8.14 КоАП Москвы. Примечательно, что инициатива о повышении штрафа также принадлежала Комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы. Там объясняли, что прежний штраф «не соответствует степени общественной опасности деяния и принципу экономической целесообразности».
Оценить решение своих предшественников Тимонов предложил по тем же критериям, с которыми ранее выступал премьер Михаил Мишустин при рассмотрении предложенного повышения автомобильных штрафов в проекте нового КоАП. Тогда в Минюсте посчитали нужным, в частности, поднять минимальный штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч с 500 руб. до 3 тыс. руб., а за превышение скорости на 40-60 км/ч — с 1 тыс. руб. до 4 тыс. руб.
«Для многих это просто непосильно. Мы с вами пока еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы, — процитировал Мишустина депутат. — Любые вопросы, которые касаются введения новых размеров штрафов, пеней, нужно в первую очередь рассматривать с учетом платежеспособности населения, а не идти по самому простому пути, кратно увеличивая их размеры».
Двукратное повышение размера штрафов за неоплату парковки, по оценке депутата, полностью подпадает под обозначенные председателем правительства принципы. «Штраф для многих непосилен, — мотивировал свою позицию Тимонов. — Уровень жизни не растет, законодатель пошел на повышение без учета уровня платежеспособности населения. При этом Мишустин ранее отмечал, что каждый проект необходимо сверять с обозначенными президентом задачах».
Депутат также привел примеры нарушений из федерального КоАП, за которые водители получают штраф в 5 тыс. руб. Это, в частности, повторное управление незарегистрированным транспортным средством, управление автомобилем без регистрационных знаков, работа в такси без разрешения, несанкционированная установка на автомобили спецсигналов, а также превышение скорости более чем на 80 км/ч. По его оценке, неоплата парковки по своей общественной опасности несопоставима с этими нарушениями.
Разработанный законопроект также предполагает возврат отведенных ранее на парковку пятнадцати минут. С 15 декабря 2018 г. городские власти стали выделять на эту манипуляцию только 5 минут — эксперименты столичного департамента транспорта показали, что этого времени достаточно.
«Разве этого времени хватит, чтобы высадить ребенка из машины, отвести его в детский сад и вернуться обратно, — задался вопросом депутат. — А что делать, если человек не пользуется мобильным телефоном или же в зоне парковки перестала работать мобильная связь, которую иногда специально глушат в определенных местах? А если водитель идет к паркомату, а перед ним стоят три человека, и автомобилист просто физически не успевает заплатить — как в такой ситуации избежать санкций? Трехкратное сокращение количества времени, за которое водитель обязан произвести оплату, не имеет никакого разумного обоснования».
Также депутат Тимонов обратил внимание на то, что законодатели имеют полное право влиять на установленные департаментами правительства Москвы штрафы.
Начальник управления парковочного пространства столичного департамента транспорта Мария Майорова в ответ заявила, что позиция департамента транспорта останется неизменной и по штрафам, и по отведенному времени на оплату услуги.
«Хотелось бы, чтобы законодатель ориентировался на фактические данные, а не на пустые возгласы по поводу того, как жители относятся к законодательным актам, — ответила Майорова. – Неоплачиваемый порог в пределах 15 минут рассматривался водителями как возможность парковаться без оплаты. Этим злоупотребляли. Большая доля неоплаченных парковочных сессий создана именно такими недобросовестным водителями. Они занимали места тех водителей, которые хотели бы припарковаться, но не имели такой возможности. В итоге водителям приходилось накручивать круги в поисках места, либо вставать с нарушениями ПДД и создавать неблагоприятные условия для движения в городе».
Майорова напомнила, что Дептранс провел анализ, чтобы определить, сколько времени нужно автомобилистам на оплату парковки при помощи всех возможных платежных сервисов.
«Более 90% оплат проходило за время от 0 до 5 минут. Никаких сложностей с оплатой у водителей не возникает. Кроме того, мобильное приложение позволяет скорректировать парковочную сессию и избежать штрафов из-за ошибок», — подытожила представительница Дептранса.
Столичным властям регулярно приходится отвечать на запросы об увеличении времени на оплату. Например, еще в 2019 г. глава департамента транспорта Максим Ликсутов рассказывал, что подобные жалобы поступали и в то время, когда на этот процесс выделяли 15 минут.
«Дисциплина оплаты парковки даже улучшилась, обращений даже стало меньше. На то, чтобы запустить приложение и оплатить парковку, уходит в среднем 25 секунд», — отмечал глава столичного Дептранса.
Отвечая на предложения о снижении штрафов, представительница столичного департамента транспорта наоборот отметила необходимость выравнивания более низкого уровня федеральных штрафов за ряд нарушений с более строгими городскими тарифами. Так, Майорова обратила внимание на то, что штраф за неоплату парковки аналогичен размеру штрафа за парковку на газоне. По ее словам, часто такие отрезки соседствуют между собой. А когда автомобилист видит экономически более «выгодную» возможность припарковаться под знаком стоянка/остановка запрещена, выбирает именно эту альтернативу.
«Рядом с платной парковкой или газоном могут находиться другие запрещающие знаки. Например, знаки, запрещающие стоянку и остановку на пешеходном переходе или на остановке общественного транспорта. Штраф за это нарушение — 3 тыс. руб. и заплатить его можно со скидкой 50%, — привела пример Майорова. — И получается, что штраф, установленный на уровне федерального законодательства, гораздо ниже, чем штраф за парковку. Это приводит к тому, что недобросовестные водители, которые не желают или не имеют возможности нормально заплатить за стоянку, могут оставлять автомобили на пешеходном переходе или в запрещенном месте, только потому, что это финансово выгодно. Ведь штраф за стоянку в неположенном месте гораздо меньше».
По словам Майоровой, более логичным выглядит установка объективного и одинакового уровня штрафов на всей территории, которая относится к стоянке. «Потому что такое расслоение может способствовать неправильному поведению недобросовестных пользователей», — уверена чиновница.