В ГИБДД в ответ на запрос Autonews.ru разъяснили правила проезда по парковочным местам. Ранее автомобилисты начали жаловаться на непонятные им штрафы, которые они начали получить с камер в Москве.
В частности, автомобилист Алексей Малашенко написал в автомобильном сообществе «Синие ведерки», что получил штраф с камеры, установленной в Москве на ул. Косыгина, 7. На документе видна траектория движения — по трем парковочным местам вдоль дороги.
Согласно ч.1 ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги», нарушителям приходится платить по 500 руб.
Почему проезд по незанятым парковочным местам — это нарушение ПДД, в ГИБДД объяснили следующим образом: «Горизонтальная разметка 1.1 в том числе обозначает и границы стояночных мест транспортных средств. При этом данную линию пересекать запрещается. Ответственность за несоблюдение требований, предписанных указанной дорожной разметкой проезжей части дороги, установлена ч. 1 ст. 12.16 КоАП в виде предупреждения или административного штрафа в размере 500 руб.».
При этом в Госавтоинспекции отметили, что решение о штрафе за проезд по парковочным местам может быть принято только «после исследования конкретных обстоятельств и доказательств».
В столичном департаменте транспорта, в свою очередь, объяснили, что горизонтальная разметка обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах. Также она используется для обозначения границы проезжей части, на которые въезд запрещен, а еще — для обозначения границ парковочных мест.
«Такое нарушение будут фиксировать в автоматическом режиме, поскольку оно влияет на безопасность дорожного движения, — рассказали в Дептрансе. — Некоторые водители пытаются объехать основной поток автомобилей через пустой парковочный карман и вклиниться в ряд, создавая помехи и опасные ситуации для других. Именно в таких местах и будет производиться фиксация».
В Дептрасне добавили, что помимо фотографий, для дополнительной доказательственной базы к материалу будут прилагать видеоролик, где видно, что автомобиль нарушителя проехал участок — несколько парковочных мест, а не одно — и не припарковался.
Пока такой комплекс работает только на улице Косыгина, но, скорее всего, практика быстро распространится и на другие улицы, как это было в случае фиксации проезда за стоп-линию.
Для многих автомобилистов такая норма ПДД стала полной неожиданностью — некоторые даже назвали публикацию об одном из таких штрафов фейком.
«Езжу по набережным, и на Университетском проспекте — еще не прилетало, первый раз слышу, что по парковочным местам ездить нельзя», — удивилась одна из автомобилисток.
«Нам еще в автошколе рассказывали, что по парковочным местам ездить нельзя. Бред, но факт», — припомнил еще один пользователь в обсуждении темы.
Появились у водителей вопросы и относительно узких проблемных улиц, где проезд по такой разметке — привычное дело. «На Гоголевском бульваре в сторону Кропоткинской весь правый ряд разрисован парковочными линиями. На улице Барклая в центр до метро Багратионовская весь правый ряд тоже разлинован. Все едут по нему, если нет машин — начнут прилетать штрафы?» — привела пример читательница «Синих ведерок».
Поддержка у нововведения тоже нашлась. «Ну, а то, что кто-то стоит или медленно ползет в ряду в порядке очереди, а кто-то хитрый объезжает всех по парковочным местам, упирается в припаркованный автомобиль и начинает вклиниваться, заставляя всех остальных подождать, и создавая тем самым еще большую пробку, это с вашей точки зрения нормально?» — поделился мнением автомобилист Виктор Александров.
Юрист Михаил Никитин в беседе с Autonews.ru отметил, что с точки зрения закона все формальности при вынесении таких штрафов соблюдены. Однако он считает, что автоматическая фиксация может привести к вынесению ошибочных постановлений.
«Например, если там пять свободных стояночных мест, а я припарковался на первом, поймет ли камера, что я все-таки припарковался, — рассуждает Никитин. — Или, например, когда я вижу впереди светофор и мне надо повернуть направо, я также занимаю правую полосу и могу частично проехать по такой разметке. Улицы сейчас бывают очень узкие, если пространство позволяет, почему бы и не проехать по правому свободному ряду?».
Эксперт считает, что водители смогут обжаловать такие штрафы: подтверждением совершения нарушения может считаться только видеозапись, поскольку фотографии машины на парковке не позволят с точностью понять, какой именно маневр выполнял автомобилист. «В Дептрансе говорят, что должно быть видео, в ГИБДД — что каждый случай нужно рассматривать конкретно, а законодательство — что любое сомнение трактуется в пользу автомобилиста, — объясняет юрист. — Правда, сомневаюсь, что водители будут тратить время на обжалование штрафа в 500 руб., который можно заплатить со скидкой 50%».
Также эксперт не исключает, что водители могут столкнуться и с ошибочными постановлениями. «Отсмотр фиксаций сейчас в основном происходит в автоматическом режиме. У инспекторов ГИБДД тем не менее очень высокая загрузка, и сомневаюсь, что они будут проверять каждое видео, чтобы удостовериться, что машина проехала мимо с нарушением, а не припарковалась. Первое время за этим конечно будут следить, как это было с нововведением с фиксацией неостановки перед стоп-линией, но постоянно тратить на это столько ресурсов не получится», — полагает он.
Тем не менее юрист уверен, что после обкатки нововведения в Москве такая практика распространится и в регионах, где также работает фото-видеофиксация нарушений ПДД.