Новые меры по борьбе с распространением коронавирусной инфекции начали постепенно вводить в Москве городские власти. Мэр Сергей Собянин распорядился увеличить продолжительность осенних каникул до двух недель и провести их одномоментно во всех школах — с 5 по 18 октября.
«Очень прошу родителей разъяснить детям, что каникулярное время лучше всего провести дома или на даче. А если выходить гулять — то во двор или ближайший парк. Не следует ради развлечения посещать торговые центры и кататься на общественном транспорте», — написал Собянин в своем личном блоге.
Несколькими днями ранее все крупные предприятия получили письма из мэрии с просьбой перевести максимальное количество сотрудников на удаленный режим работы. Такие рекомендации, призывающие максимально ограничить людей от контактов с окружающими, поступили примерно в 5 тыс. предприятий. Как рассказал Собянин, весной этого года переход на удаленку помог «значительно снизить число пассажиров в общественном транспорте».
«Мы замедлили распространение коронавируса и спасли тысячи жизней. Точно так же следует поступить и сегодня, — написал Собянин в своем блоге. — Поэтому я обратился к руководителям предприятий и организаций с просьбой перевести в удаленный режим как можно больше сотрудников, но без ущерба для основных рабочих процессов и интересов потребителей. В мэрии Москвы с понедельника на удаленку перейдет 30% персонала».
Кроме того, с понедельника, 28 сентября, власти рекомендовали людям старше 65 лет и лицам с хроническими заболеваниями оставаться дома из-за угрозы коронавирусной инфекции. При этом блокировать социальные карты не планируются — тем не менее, власти надеются, что пенсионеры сократят количество своих поездок на общественном транспорте. «Если же поездка крайне необходима, то обязательно нужно использовать маски и перчатки», — указал Собянин.
Прогулки и занятия физкультурой на свежем воздухе не ограничиваются. А значит — выход из дома не будет считаться нарушением и штрафовать за это не будут. При этом в магазинах, аптеках и других общественных местах будет действовать масочный и перчаточный режим: при отсутствии средств защиты могут не пустить в магазин или даже оштрафовать.
Аналогичные рекомендации для пенсионеров и предприятий начали действовать и в Московской области.
Возвращаться к пропускному режиму, как заявляют столичные власти, не планируют. О возможных ужесточениях для личных автомобилей, такси и каршеринга чиновники пока также не говорят, ограничиваясь призывами меньше пользоваться именно общественным транспортом. Тем не менее ряд автомобильных активистов и представителей отрасли пассажирских перевозок в беседе с Autonews.ru признались, что после первого этапа борьбы с COVID-19 и жестких ограничениях на передвижение «уже ничему не удивятся».
Так, многие водители прекрасно помнят, что в период пандемии в Москве и Подмосковье с 15 апреля до 9 июня 2020 г. на личных автомобилях можно было передвигаться только при условии оформления на них специальных цифровых пропусков. Такие пропуски представляли собой особый 16-значный код, состоящий из цифр и букв. Нарушителей отслеживали дорожные камеры — после фиксации владельцам незарегистрированных автомобилей приходили штрафы в размере 5 тыс. рублей.
На такси разрешали передвигаться также только при наличии разрешения — его нужно было показывать таксисту при посадке, иначе он не мог продолжить поездку. Одновременно Роспортебнадзор проводил рейды по проверке водителей такси — он должны были носить маски, а в салоне — лежат антисептики. А вот пользоваться каршерингом было вовсе запрещено — городские власти тогда заявили, что проверить соблюдение санитарных норм в таком транспорте невозможно. При этом источник Autonews.ru в одном из сервисов утверждал, что таким образом чиновники просто хотели дополнительно ограничить возможности для передвижения по городу и с «опасностью находиться в машине каршеринга это никак не связано».
О том, что «сейчас возможен совершенно любой сценарий развития событий» корреспонденту Autonews.ru заявил координатор автомобильного сообщества «Синие ведерки» и председатель рабочей группы при ОНФ Петр Шкуматов.
«Возможно все, и пока непонятно, что будет, какие решения будут принимать, — рассуждает Шкуматов. — Если речь идет об опасности пандемии и дальнейшем распространении вируса, нужно наоборот стимулировать развитие личного транспорта. Не вводить новые штрафы, а делать парковки бесплатными. Частично жертвовать пропускной способностью города, но дать возможность людям передвигаться не на автобусах и не в метро, а за рулем собственных автомобилей радом только с близкими людьми. Можно было бы закрывать глаза на мелкие нарушения. Это было бы логичным. А у нас будут, скорее всего, наоборот всячески препятствовать использованию личного транспорта».
Шкуматов отметил, что в случае повторного запуска пропускной системы, он намерен соблюдать все требования по регистрации для передвижения в личном транспорте, чтобы избежать возможных штрафов.
«В прошлый раз штрафы за нарушение режима самоизоляции при передвижении на автомобилях отменяли только тем, кто прошел суды, — рассказывает Шкуматов. — У тех же, кто пустил все на самотек, их просто списали со счетов судебные приставы. Поэтому я продолжу жить своей жизнью, но постараюсь таких штрафов избегать, в случае каких-либо ограничений. В прошлый раз действовал запрет на каршеринг, были трудности с такси — повторение такой истории станет очередным ударом по этому бизнесу».
В свою очередь источник Autonews.ru, близкий к одной из каршеринговых компаний, рассказал, что пока участникам рынка о планах по ужесточению доступа к сервису не сообщали. Однако он обратил внимание на то, что в прошлый раз о запрете работы в пандемию все участники рынка узнали из заявлений властей в СМИ, сделанным накануне ограничений. Источник уверен: если сценарий повторится, «каршерингу точно не выжить».