Беспилотные летательные аппараты начали дежурить на платных трассах ГК «Автодор». Эксперимент начался в Московской и Тульской областях на трассе М-4 «Дон». Там беспилотники будут летать в часы пик над первой секцией трассы — с 82-го по 203-й километр.
Сначала — всего по три часа три дня в неделю. В среднем в день уже сейчас удается зафиксировать около 500 инцидентов. Если все пройдет удачно, аппараты переведут на дежурство в постоянном режиме уже в следующем году на разных объектах, в том числе на новой трассе М-12 «Москва-Казань». Обо всем этом рассказали представители ГК «Автодор» во время презентации устройства, с которым ознакомился корреспондент Autonews.ru.
Задача беспилотников — мониторить дорожную обстановку и передавать данные о нештатных ситуациях на компьютер диспетчера автоматизированной системы управления дорожным движением. Устройства, например, уже умеют распознавать движение автомобилей задним ходом и остановку транспорта в неположенных местах. Планируется, что программное обеспечение сможет в дальнейшем распознавать и другие нештатные ситуации на дороге.
В целях безопасности устройство будет летать с подветренной стороны от дорожного полотна по заданному маршруту и под контролем оператора. Когда происходит что-то необычное, программное обеспечение определяет вид инцидента и координаты, где все произошло. Отдельно данные о госномерах ПО не фиксируют, но беспилотник делает подробные фотографии всего события с высоты 150–200 метров.
После этого точные координаты нештатных ситуаций передают по высокоскоростному каналу связи в режиме реального времени. Эту информацию после фиксации сразу отправят и аварийным комиссарам: поэтому выезжая на место происшествия, они смогут заранее знать, что их ждет. Например, если произошло ДТП, они будут готовы оказать первую помощь и параллельно вызовут сотрудников ГИБДД и скорой помощи, а также техподдержку, если надо растащить попавшие в аварию автомобили. Если же произошла техническая проблема, у комиссаров заранее будет с собой все необходимое: они помогут поменять колесо, залить в опустевший бак бензин, разобраться с неисправностью автомобиля или отбуксировать проблемное транспортное средство.
Как ожидают в ГК «Автодор», такой мониторинг дорожно-транспортной ситуации с воздуха в режиме реального времени в сочетании с данными с обзорных видеокамер позволит повысить уровень безопасности и качество управления обстановкой на дороге.
«Нам давно пришла идея отслеживать все, что происходит на платных автомобильных дорогах, поскольку мы отвечаем за жизни пользователей, — рассказал зампред правления «Автодора» Игорь Козубенко. — Направление очень перспективно, мы будем его широко использовать. Это поможет спасать людей, попавших в ДТП. Сейчас мы ведем переговоры с «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы синхронизировать нажатие кнопки вызова оператора в автомобиле и передачу информации об этом в диспетчерские пункты. Таким образом помощь будет прибывать быстрее».
По словам представителей госкомпании, такой беспилотник нужен в первую очередь чтобы быстро отслеживать и ликвидировать опасные ситуации. Иногда даже непосредственно до самого момента ДТП. Яркий пример — остановка неисправного автомобиля на пути потока. По словам дорожников, такое событие неизбежно приведет к аварии, и чем быстрее машину уберут, тем ниже риск ДТП. В сильный снег и ветер аппарат вылетать на маршрут не будет — плохая видимость и плохие погодные условия просто не позволят идентифицировать застрявшее автомобили и сделать снимки.
Тем не менее, в ближайших планах перевести полеты полностью в автоматический режим мониторинга уже без участия оператора. Предполагается, что устройства будут сами вылетать со стартовой площадки, возвращаться обратно на подзарядку и сменять друг друга на посту.
Беспилотные устройства — российского производства, их собирают в Ижевске. Первые успешные испытания системы мониторинга дорожной обстановки с использованием беспилотного воздушного судна прошли в 2018 и 2019 годах. Создано уже несколько вариантов «комплектаций» помимо устройства самолетного типа, есть квадрокоптеры, небольшие самолеты, дроны, а также конвертоплатны, которые особенно заинтересовали дорожников.
Разработчики рассказали, что беспилотник самолетного типа может работать без подзарядки около пяти часов, однако с учетом дополнительного оборудования, которое приходится перевозить, это время снижается до трех часов. Программное обеспечение также создано российскими программистами. В госкомпании планируют, что такие наработки и испытания помогут в дальнейшем при организации движения автомобилей-беспилотников по их трассам.
Представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») в беседе с Autonews.ru высказал мнение, что такие устройства в первую очередь будут полезны для спецслужб для проведения секретных операций.
«Подобный аппарат с партнерами мы тестировали еще в 2011 году, — напомнил Кусов. — На устройстве была отличная камера с хорошим объективом и высоким разрешением, распознать госномер можно было сверху примерно с 400 метров, хорошо работал по единичным целям. Но такие игрушки более полезны не для ГИБДД или Дептранса с их карательными функциями, а именно для спецслужб. Можно отследить любой автомобиль даже в плотном потоке, или можно посадить его на грунтовой трассе в режиме ожидания, пока там не проедет интересующий объект.
Эксперт также объяснил, что автомобилистам не стоит опасаться штрафов ГИБДД от такого беспилотника. «Оформлять при их помощи штрафы сейчас просто невозможно и незаконно, — уточнил Кусов. — Устройство постоянно находится в движении, сейчас у подобных летательных аппаратов таких возможностей с точки зрения закона просто нет. Пока это скорее необычный экзотический помощник для владельцев платных трасс. Потому что они отвечают за происходящее на их дорогах: в случае аварии спрос будет с них. Конечно, дорожники заинтересованы быстро узнавать о нештатных ситуациях и устранять последствия: разобрать ДТП, убрать вылетевший с трассы автомобиль».
По оценке Кусова, задачи по контролю ситуации на трассах полностью закрывают стационарные дорожные камеры. Поэтому летающие беспилотники в такой ситуации, по его словам, можно рассматривать только как дополнительную помощь и только при условии адекватной стоимости оборудования.