Производители дорожных камер рассказали о полной готовности к фиксации использования мобильного телефона за рулем при помощи их устройств. По словам опрошенных Autonews.ru разработчиков, технология выявления таких нарушений уже существует. Ранее в ГИБДД сообщили, что такие испытания скоро начнутся в Москве, о чем позже писал «Коммерсант».
В Центре организации дорожного движения столицы (ЦОДД) Autonews.ru заявили, что «в настоящее время камеры, фиксирующие использование водителем телефона в движении, не тестируются». Но пообещали сообщить, «как только технология начнет использоваться». Эксперты рассказали, как камеры определяют нарушения, где проходят тесты и что нужно для оформления реальных штрафов.
Дорожная камера может делать 25 высококачественных фотографий дорожной обстановки в секунду. Каждая фотография проходит анализ при помощи нейронных сетей. Для предварительных испытаний нового вида фиксации, по словам опрошенных производителей, будут использовать материалы не с действующих камер, а с тестовых. Решение о начале вынесения постановлений примут правоохранительные органы, оценив результаты тестирования.
«Основная задача нейросетей — выявление объектов, похожих на автомобили и на их номерные знаки. Также сеть выявляет лобовые стекла, а в их зоне уже определяет руки и лицо человека. Отличить руку на руле, от руки с телефоном нейронная сеть вполне может. Эти алгоритмы сейчас весьма развиты и распространены для современной видеоаналитики. Существует общий алгоритм анализа дорожной обстановки, с помощью которого нейросеть ищет на кадрах объект соответствующего класса», — объяснил технический директор компании-производителя комплексов фото-видеофиксации нарушений ПДД «Садко» Александр Колесников.
Чтобы избежать ошибок, нейросеть постоянно учится, этому помогают и внесение корректировок в алгоритмы. Например, свои замечания к собранным материалам могут высказать в ЦАФАПах и объяснить, в каких случаях событие не следует классифицировать как нарушение. Например, если камера определяет, что водитель смотрит на дорогу, а не в телефон, то фиксация не произойдет.
«Современные алгоритмы визуального распознавания используют технологии машинного зрения, нейросети и машинное обучение. Чтобы они работали, их обучают длительное время на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий», — объяснили в беседе с Autonews.ru в ассоциации производителей комплексов «Око».
По результатам анализа отбракованных материалов в алгоритмы вносятся необходимые изменения. В примере с телефоном нейронная сеть учится отличать взгляд, направленный на лобовое стекло от уткнувшихся в мобильное устройство глаз.
«Когда количество ложных срабатываний уменьшается до приемлемого, алгоритм признается корректным и соответствующий материал принимается для администрирования нарушений», — уточнил представитель компании «Садко».
В свою очередь в ассоциации «Око» добавили, что камера способна зафиксировать изображение в периметре лобового стекла автомобиля и первого ряда кресел. Затем искусственный интеллект анализирует полученные изображения, исключая те, которые не попадают под подозрение. Фотографии, на которых нейросеть детектирует водителя с мобильным телефоном в руке, передаются на проверку оператору. Тот в ручном режиме определяет, действительно ли было совершено правонарушение. Пока что все сомнения трактуются в пользу водителя, но по мере развития технологий точность определения будет повышаться.
Эксперты уверены, что анализом будет полностью заниматься искусственный интеллект, но произойдет это «не в самом ближайшем будущем».
Основной проблемой остается вопрос администрирования нарушения: то есть того, как будут оценивать полученные изображения служащие ЦАФАПов и ответственные лица. Так, согласно ст. 12.36.1 КоАП «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, влечет штраф 1500 рублей.
Колесников обращает внимание на то, что конкретного указания на разговоры по телефону в статье нет. Но зато четко описано «пользование телефоном», которое влечет за собой нарушение.
«Это правило не о том, что водитель не должен разговаривать, а о том, что он не должен отвлекаться от дороги. Камера мгновенно зафиксирует событие, это и есть признак нарушения, — считает эксперт. — Если такое событие обнаружено, информация отправляется в информационную систему ЦАФАП. Там полицейский вручную анализирует материал, предоставленный с камеры. Его обязанность — определить, есть состав нарушений или нет. Если бы я был на месте полицейского, то обращал бы внимание на то, куда направлен взгляд водителя. Если он смотрит на держащую телефон руку, никаких сомнений в использовании телефона нет».
В свою очередь в ассоциации «Око» обращают внимание на то, что любые сомнений при оценке фотоматериалов должны трактоваться в пользу водителей. Чтобы избежать недоразумений в ассоциации считают целесообразным получать сразу несколько фотоизображений водителя, проезжающего под камерой.
«Задача автоматически определить на какой из фотографий водитель поднес к уху именно телефон, а не просто решил, например, почесать ухо, не самая простая. Чтобы полностью доверить ее искусственному интеллекту нужно время для его обучения на большом количестве примеров. Для этого требуются и большие вычислительные мощности», — рассказал представитель «Ока», добавив, что все материалы, на которых не видно четко, точно ли водитель говорит по телефону, будут отсматривать вручную.
Представитель компании «Садко» не исключает, что в судах могут возникнуть вопросы о том, какой именно предмет был в руках у водителя в момент фиксации.
«Сейчас технология пока только тестируется, дальше начнется правоприменительная практика, нужно будет смотреть, что будут решать суды по этому поводу, — рассуждает Колесников. — Может быть, судьи будут рассматривать, что за предмет держал в руках автомобилист. Некоторые судьи могут посчитать, что водителя можно считать нарушителем только если его остановили в пути, и в этот момент он говорил по телефону держа устройство в руках. Или же наоборот: суды могут посчитать, что, если водитель на материале с камеры во время движения не смотрел на дорогу, значит нормы ст. 12.36.1 КоАП нарушены».
В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») в беседе с Autonews.ru заявил, что функционал дорожных камер весьма обширен, но не все регионы готовы им пользоваться. Дело в более высокой цене, а также необходимости обрабатывать гораздо большее количество информации, что требует более современного и дорогого оборудования. По его словам, регионам интересно доплачивать только за те функции, которые позволят отслеживать популярные нарушения ПДД. «Распознавание будет работать отлично, дальше все будет зависеть от трафика и возможностей региона-заказчика, — уверен Кусов. — Но пока многие технологии общество пока не готово принять, а законы отстают от скорости технического развития».
Оценивший по просьбе Autonews.ru грядущее нововведение адвокат Сергей Жорин указал на возможное проблемы с определением фактов нарушения. Также он не исключил, что водители начнут клеить на стекла отражающие пленки, чтобы избежать ответственности.
«Нужно, чтобы камера могла различать, ситуации, когда едет машина с правым рулем, еще бывают ситуации, когда люди говорят по громкой связи и держат телефон в руке, не считаю это нарушением, — рассуждает Жорин. — А если это не телефон, а просто у человека массивные наручные часы и он почесал ухо. Но это действительно стало проблемным нарушением в городе. Каждый день вижу ситуации, когда в лучшем случае водитель просто продолжает стоять перед загоревшимся перед ним зеленым сигналом светофора, потому что листает картинки в соцсетях».
Производители камер в свою очередь также указывают, что отвлечение водителя на электронные устройства стало одной из основных причин ДТП.