С 1 ноября 2020 г. в России официально прекратилась выдача бумажных ПТС. С этого момента на все новые и ввозимые автомобили будут оформлять исключительно электронную версию документа — ЭПТС. Информацию об этом Autonews.ru подтвердил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов. По его словам, система уже давно была полностью готова к запуску. При этом, согласно законодательству, все неиспользованные пустые бумажные бланки теперь должны быть уничтожены, поэтому обратного пути, по словам Ионова, уже нет.
«Можно сказать, что сейчас уже 100% производителей выдает ЭПТС, — рассказал Ионов. — У покупателей новых автомобилей таким образом будет только выписка об оформлении ЭПТС, но в ГИБДД для постановки на учет она даже не нужна. Все данные инспекторы ГИБДД совершенно свободно получают из системы и вносят туда отметки в рамках своих компетенций. В том числе о собственнике транспортного средства. Никаких накладок сейчас в этом процессе не возникает».
В ЭПТС содержатся самые подробные данные об автомобиле: масса, мощность двигателя и другие технические характеристики, VIN-номер, данные о пробеге, сведения о прохождении техосмотра, наличие каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки, лизинговые компании. Постепенно этот список будет расширяться, например, появятся данные от судебных приставов или информация о внесении изменений в конструкцию — от ГИБДД.
«Каждый участник системы ЭПТС имеет возможность внести туда сведения в рамках своих функций. Например, завод-производитель вносит VIN-номер, мощность мотора, оператор техосмотра вносит данные о результатах ТО, дилеры — результаты техобслуживания, а также данные о продаже автомобиля, ГИБДД — сведения о проведенных регистрационных действиях, банки, лизинговые компании — отметки об ограничениях при покупке/продаже. Все эти процессы максимально автоматизированы», — привел примеры Ионов.
В отличие от бумажного ПТС, электронную версию потерять невозможно. Исчезает необходимость делать дубликаты, которые при перепродаже автомобиля обычно вызывают подозрения. Кроме того, в документ можно вносить самую подробную информацию не опасаясь, что в нем закончится место. В ГИБДД благодаря такому инструменту смогут гораздо быстрее обрабатывать данные: не придется ксерокопировать бумажный ПТС, ставить печати, впечатывать в документ какие-либо уточнения. К примеру, при переоформлении машины данные о смене собственника обновляются мгновенно, что избавит продавца от возможных чужих штрафов за уже проданный автомобиль.
В случае с новым произведенным автомобилем ЭПТС оформляет организация-изготовитель автомобиля. Тогда собственником будет указан, к примеру, «АвтоВАЗ». Затем автомобиль покупает дилер, что также отражается в ЭПТС, потом собственником становится конечный покупатель — эта отметка опять-таки появляется в электронном виде.
Если новые автомобили не производят, а ввозят в Россию, оформлением занимаются так называемые уполномоченные организации — официальные импортеры. Например, автомобили Jaguar производят только за границей, и ЭПТС на него может оформить российское представительство марки.
Если же автомобилист решит купить машину заграницей и оформить ее в России, ЭПТС придется получать в испытательной лаборатории. Такая практика, например, очень популярна на Дальнем Востоке, где популярны праворульные японские автомобили.
«В таких случаях автомобилисты получали бумажный ПТС на ввозимую технику прямо на таможне. Но с 1 ноября схема изменилась: гражданин ввозит автомобиль, после этого обращается в испытательную лабораторию, там проводят оценку соответствия, выдают свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности. Эта же лаборатория, скорее всего, оформляет ЭПТС. После чего гражданин или брокер подает документы в таможню и проходит процедуру электронного декларирования: это можно сделать удаленно. При наличии ЭПТС таможенники проводят расчет таможенных платежей и утильсбора, зафиксирует уплату всех платежей. Когда информация поступит в базу, ЭПТС получит статус действующего. Можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет», — объяснил новую схему Ионов.
Оформление документа стоит 600 рублей.