Дорожные комплексы фотовидеофиксации научились распознавать практически весь спектр нарушений ПДД. Об этом Autonews.ru рассказали компании-разработчики дорожных камер. Они объяснили, какие новые административные проступки теперь видят камеры и от чего зависит внедрение автоматической фиксации новых нарушений.
Дорожные камеры можно научить различать основные «водительские» нарушения. Об этом в беседе с Autonews.ru заявил представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт»).
«Уже сейчас распознаются, к примеру, непристегнутые водителями ремни безопасности, что по ст. 12.6 КоАП наказывается штрафом в 1 тыс. руб., — рассказал участник отрасли. — Пока только в одном случае из 100 автомобилей, но зато будем уверены на 100%, что автомобилист нарушил и это будет возможно доказать. Есть исключения. Например, иногда на более дорогих иномарках ремни в цвет салона, но это единичные случаи».
По словам эксперта, дорожные камеры считывают информацию автомобилям по реперным точкам: фарам, лобовому стеклу и номерной пластине.
«Зная зону лобового стекла, можно понять, кто сидит в салоне, можем также увидеть, есть ли у водителя в руках телефон и куда при этом направлен взгляд автомобилиста. Некоторое время назад были разговоры о фиксации горящих или негорящих фар, ст.12.20 КоАП, влечет штраф 500 рублей. Это внедрить элементарно», — поделился эксперт данными о новых возможностях дорожных камер.
Дорожные камеры относительно недавно начали распознавать и штрафовать водителей за непропуск пешеходов. Такой вид фиксации, который грозит нарушителям штрафом от 1500 до 2500 рублей, пока еще непривычен для водителей. Чтобы упросить его администрирование, в ГИБДД недавно выпустили отдельное разъяснение для своих региональных подразделений. Так, если водитель своими действиями не вынуждает пешехода, имеющего по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость, действия водителя не образуют состав административного правонарушения.
«Камеры анализирует сразу несколько зон, начиная с тротуара, объяснил Кусов. — Они оценивают, сколько времени провел пешеход у перехода, потратил ли он время на то, чтобы посмотреть по сторонам и тем самым исполнить требования ПДД, или же не глядя поспешил на «зебру». Оцениваем также, что происходило дальше в зоне «неторможения» — с какой скоростью ехал водитель, снизил ли он ее или продолжал движение, не сбавляя ее».
Все современные дорожные комплексы без проблем могут фиксировать и проезды автомобилей без оформленных полисов ОСАГО, заявили опрошенные Autonews.ru разработчики. Однако дело упирается в технические проблемы. Пока общая тестовая база данных, над которой работают ГИБДД и РСА, слишком «грязная». Поскольку точность данных пока оставляет желать лучшего, запуск системы постоянно откладывается. При этом тестовые испытания, которые три месяца проходили в Москве в 2019 году, позволили выявить более 700 тыс. автомобилей без ОСАГО. Если система все-таки заработает, то нарушителям такие штрафы в размере 800 руб. будут приходить раз в сутки.
Программное обеспечение позволяет камерам фиксировать проезд автомобилей и с несуществующими номерами. Такие невидимки иногда встречаются на дорогах: недобросовестные водители незаконными способами узнают данные госномеров пока еще незапущенных в серию и пользуются возможностью не собирать штрафы с камер. Комплексы можно научить передавать данные сотрудникам ГИБДД, но пока это считается слишком трудоемким процессом.
Расширение спектра функций камер упирается в желание и технические возможности заказчиков, объяснил Кусов. Не все готовы увеличивать стоимость контракта ради отслеживания непопулярных нарушений ПДД.
«Им важно иметь крепкую доказательную базу, чтобы в судах постановление не отменили. Около 80% всех камер работают по фиксации скорости, потому что это самое популярное нарушение, — объяснил Кусов. — Мы предлагаем разный функционал, но для заказчиков важна собираемость штрафов. Они не видят смысла доплачивать за дополнительные функции и составы, которые фиксируются условно раз в месяц и закупать для этого более мощное оборудование и дополнительные серверы для обработки фиксаций».
Запуск фотофиксации новых составов нарушений ПДД зависит в первую очередь от юридических аспектов. Пока подход государственных и силовых структур, а также судов к одинаковым видам нарушений может отличаться от региона к региону. На это в беседе с Autonews.ru указали в ассоциации производителей комплексов «Око».
«Нет единой позиции для всей страны, и каждый регион решает на свое усмотрение. И это «усмотрение» может отличаться у Минтранса, регионального ГИБДД и региональных судов. Яркий пример — контроль средней скорости. Точно так же нет четкой позиции по штрафам за непристегнутые ремни или мобильный телефон», — отметили в ассоциации «Око».
Также по оценке ассоциации возникают и проблемы с доказательной базой.
«Бывают ситуации, когда факт нарушений очевиден. К примеру, водитель въехал в правом ряду объезжая пробку, в котором запрещено поворачивать налево. Но для ЦАФАПов недостаточно просто фиксации двух состояний: «правый ряд» и «совершил поворот». Нужно полностью записывать видео всей траектории, как будто водитель мог туда телепортироваться», — объяснили производители.
Член рабочей группы ОНФ, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман считает, что в первую очередь при помощи камер необходимо контролировать события, напрямую угрожающие безопасности на дорогах и снижают их пропускную способность. Перед началом фиксации нужно сформировать точное понимание — что именно считать нарушением и как исследовать событие.
«Установке камеры должен предшествовать аудит, а перед вводом новых составов должна пройти работа по формальному нормированию состава с его публичным обсуждением. Типичный пример — пешеходные переходы, к которым есть вопросы, — заявил Шухман в беседе с Autonews.ru. — Затем следует прорабатывать методики исследования: что и в каком объеме надо документировать, определить объем доказательной базы от способов фиксации до хранения и исследования. Размер штата должностных лиц, отсматривающих материалы, должен полностью исключить «конвейер» при оформлении штрафов».
Технический директор компании-производителя комплекса «Садко» Александр Колесников считает, что система будет развиваться не в направлении фиксации дополнительных экзотических нарушений, а в сторону тотальности контроля, увеличения плотности покрытия и удешевления технологий.
«Сейчас практически все указанные в гл. 12 КоАП «Административные правонарушения в области дорожного движения», которые можно контролировать с помощью камер, уже фиксируются. Потому что это приведет к дополнительной нагрузке на специалистов, анализирующих материалы с камер. Сейчас все стараются работать по составам нарушений, которые напрямую влияют на безопасность дорожного движения», — считает Колесников.
Эксперт уверен: цель развития автоматической фиксации нарушений ПДД — приучить водителей к дисциплинированному поведению на дороге за счет неотвратимости наказания за любое нарушение. И количество таких камер, особенно в регионах, должно расти.
«Условно говоря, камеры должны быть на каждой опоре уличной дорожной сети, и должна происходить фиксация любых событий, которые не обязательно укладываются в рамки соблюдения правил дорожного движения», — подытожил Колесников.