Обращение в МВД России и правительство Москвы направил экспертный центр Probok.net в среду, 11 ноября. Как выяснил Autonews.ru, специалисты центра попросили предоставить данные о ДТП в Москве, чтобы определить, сколько из них произошло «повторно», то есть во время оформления уже случившейся аварии прямо в потоке транспорт.
В Probok.net планируют добиться серьезных изменений в правилах оформления ДТП на скоростных магистралях: предполагается, что сначала водители должны как можно быстрее покинуть оживленную дорогу и съехать на обочину, и уже там оформить аварию. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин дал поручение МВД России совместно с правительством Москвы и экспертным центром Probok.net до конца недели проанализировать статистику смертей в результате «повторных» ДТП в столице, о чем писал «Коммерсант».
По словам Шумского, в Москве более 10% погибших в ДТП именно по причине оформления аварий на проезжей части. Таких водителей часто сбивают другие машины, а жертвы попадают в статистику, как пешеходы, потому что уже вышли из автомобиля. По оценке эксперта, статистика не отражает реальную проблему: при экстраполяции московских цифр на всю страну, то количество жертв подобных аварий может превышать 1500 человек в год. В рабочей группе планируется проанализировать ДТП за последние три года и разобрать карточки учета с погибшими и пострадавшими, досконально изучив все обстоятельства происшествия.
Эксперт уверен: стоять на дороге после аварии небезопасно. Однако автомобилисты опасаются съезжать на обочины, поскольку боятся санкций ГИБДД за оставление места ДТП, а также реакции страховых компаний, которые могут лишить их выплаты по страховке. Шумский тем не менее считает, что и ГИБДД, и страховые компании, могут пользоваться данными с камер, видеорегистраторов, а также использовать данные телеметрии.
«Сейчас в каждом втором автомобиле есть видеорегистратор, огромное количество площадей покрыто видеокамерами, МКАД покрыт камерами полностью, — рассуждает Шумский в беседе с Autonews.ru. — Что касается ДТП — то человеческую жизнь нельзя сравнивать с металлом. Наше предложение — переписать пп. 2.5., 2.6. ПДД с тем, чтобы в случае аварии все ее участники моментально съезжали на обочину, либо на другую площадку для оформления. Так можно сохранить много жизней и избавиться от аварий, которые создают дорожные пробки».
По словам Шумского, не должно иметь значения, где будет оформлена авария.
«По следам ДТП в 90% случаев видно, кто виноват. И в 90% случаев водители не оспаривают факта своей ответственности, — говорит Шумский. — Страховые компании просто боятся, что их будут обманывать мошенники. Получается, что страховщикам в первую очередь важно, сколько они будут платить, а нам — сколько людей погибнет. В идеале, мы хотим добиться того, чтобы водители не боялись лишения прав. А в случае возможных ошибок, автомобилистов должны наказывать по более мягкому составу КоАП — не за сокрытие с места ДТП, а невыполнение обязательных требований во время ДТП».
Запись в facebook пользователя Александр Евсин
В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) давно призывают водителей как можно быстрее покидать магистрали после аварий.
«Разбирательство кто кому поцарапал бампер в полосе движения на скоростной дороге, слишком часто заканчивается тем, что спорщиков «примиряет» условный КамАЗ. Должны быть либо даны исчерпывающие объяснения от уполномоченных лиц, либо внесены изменения в формулировки правил оформления ДТП. Первое что должен сделать участник аварии на скоростной дороге — покинуть полосу движения для предотвращения вторичного ДТП», — написал в своем фейсбуке замруководителя ЦОДД Александр Евсин.
Запись в facebook пользователя av.evsin
В правительстве Москвы идею тоже поддерживают. «Необходимо предусмотреть случаи, когда водитель может покинуть место ДТП и оформить аварию на обочине, если аварии происходят на магистрали с высоким скоростным режимом», — говорится в сообщении единого транспортного портала столицы.
По данным портала, в 2020 г. в столице произошло 235 ДТП из-за наезда на стоящую машину. В них погибло 36 человек. Около 40% таких наездов происходит с автомобилями, которые остановились из-за другого ДТП. Чаще всего такие аварии происходят на трассах и магистралях, где больше четырех полос движения в одну сторону и на которых установлен высокий скоростной режим 80 и более км/ч.
Представители страхового сообщества такие предложения оценили скептически. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) в беседе с Autonews.ru указали, что если страховщики не получат фотографий общего плана, на которых изображено место ДТП — автомобили, обломки и так далее — сразу после того, как оно произошло, то у них не будет объективных данных. В таком случае получится, что информацию об обстоятельствах причинения вреда они будут, как раньше, получать только от водителей — из нарисованной ими схемы ДТП и отмеченных в извещении о ДТП обстоятельствах.
«Это возвращает нас в ситуацию, которая складывалась до 1 октября 2019 года. После этой даты лимит при оформлении с фотофиксацией был увеличен до 400 тыс. руб., — сказали в РСА. — Если исчезнет возможность получить фотографии места ДТП, то страховщикам придется требовать снижения лимита выплаты по Европротоколу».