branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Для водителей приготовили важное изменение в ПДД. Оно коснется всех

Страховщики предупредили о снижении лимита выплат по Европротоколу при изменениях порядка оформления ДТП. В ЦОДД требуют, чтобы водители сразу после аварии съезжали на обочину и там оформляли документы
Фото: Павел Сергеевич Пичугин
Фото: Павел Сергеевич Пичугин

Обращение в МВД России и правительство Москвы направил экспертный центр Probok.net в среду, 11 ноября. Как выяснил Autonews.ru, специалисты центра попросили предоставить данные о ДТП в Москве, чтобы определить, сколько из них произошло «повторно», то есть во время оформления уже случившейся аварии прямо в потоке транспорт.

В Probok.net планируют добиться серьезных изменений в правилах оформления ДТП на скоростных магистралях: предполагается, что сначала водители должны как можно быстрее покинуть оживленную дорогу и съехать на обочину, и уже там оформить аварию. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин дал поручение МВД России совместно с правительством Москвы и экспертным центром Probok.net до конца недели проанализировать статистику смертей в результате «повторных» ДТП в столице, о чем писал «Коммерсант».

Эксперты: ДТП на магистралях нужно оформлять на обочине

По словам Шумского, в Москве более 10% погибших в ДТП именно по причине оформления аварий на проезжей части. Таких водителей часто сбивают другие машины, а жертвы попадают в статистику, как пешеходы, потому что уже вышли из автомобиля. По оценке эксперта, статистика не отражает реальную проблему: при экстраполяции московских цифр на всю страну, то количество жертв подобных аварий может превышать 1500 человек в год. В рабочей группе планируется проанализировать ДТП за последние три года и разобрать карточки учета с погибшими и пострадавшими, досконально изучив все обстоятельства происшествия.

Фото: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори Статьи 20 декабря 2019 Оформляют бамперы, попадают под КамАЗы: что делать после ДТП на трассе
В Москве назвали самую опасную трассу по числу ДТП со стоящими машинами Новости 9 ноября 2020 В Москве назвали самую опасную трассу по числу ДТП со стоящими машинами

Эксперт уверен: стоять на дороге после аварии небезопасно. Однако автомобилисты опасаются съезжать на обочины, поскольку боятся санкций ГИБДД за оставление места ДТП, а также реакции страховых компаний, которые могут лишить их выплаты по страховке. Шумский тем не менее считает, что и ГИБДД, и страховые компании, могут пользоваться данными с камер, видеорегистраторов, а также использовать данные телеметрии.

«Сейчас в каждом втором автомобиле есть видеорегистратор, огромное количество площадей покрыто видеокамерами, МКАД покрыт камерами полностью, — рассуждает Шумский в беседе с Autonews.ru. — Что касается ДТП — то человеческую жизнь нельзя сравнивать с металлом. Наше предложение — переписать пп. 2.5., 2.6. ПДД с тем, чтобы в случае аварии все ее участники моментально съезжали на обочину, либо на другую площадку для оформления. Так можно сохранить много жизней и избавиться от аварий, которые создают дорожные пробки».

По словам Шумского, не должно иметь значения, где будет оформлена авария.

«По следам ДТП в 90% случаев видно, кто виноват. И в 90% случаев водители не оспаривают факта своей ответственности, — говорит Шумский. — Страховые компании просто боятся, что их будут обманывать мошенники. Получается, что страховщикам в первую очередь важно, сколько они будут платить, а нам — сколько людей погибнет. В идеале, мы хотим добиться того, чтобы водители не боялись лишения прав. А в случае возможных ошибок, автомобилистов должны наказывать по более мягкому составу КоАП — не за сокрытие с места ДТП, а невыполнение обязательных требований во время ДТП».

Запись в facebook пользователя Александр Евсин

В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) давно призывают водителей как можно быстрее покидать магистрали после аварий.

«Разбирательство кто кому поцарапал бампер в полосе движения на скоростной дороге, слишком часто заканчивается тем, что спорщиков «примиряет» условный КамАЗ. Должны быть либо даны исчерпывающие объяснения от уполномоченных лиц, либо внесены изменения в формулировки правил оформления ДТП. Первое что должен сделать участник аварии на скоростной дороге — покинуть полосу движения для предотвращения вторичного ДТП», — написал в своем фейсбуке замруководителя ЦОДД Александр Евсин.

Запись в facebook пользователя av.evsin

В правительстве Москвы идею тоже поддерживают. «Необходимо предусмотреть случаи, когда водитель может покинуть место ДТП и оформить аварию на обочине, если аварии происходят на магистрали с высоким скоростным режимом», — говорится в сообщении единого транспортного портала столицы.

По данным портала, в 2020 г. в столице произошло 235 ДТП из-за наезда на стоящую машину. В них погибло 36 человек. Около 40% таких наездов происходит с автомобилями, которые остановились из-за другого ДТП. Чаще всего такие аварии происходят на трассах и магистралях, где больше четырех полос движения в одну сторону и на которых установлен высокий скоростной режим 80 и более км/ч.

Страховые компании: лимит по Европротоколу придется снижать

Представители страхового сообщества такие предложения оценили скептически. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) в беседе с Autonews.ru указали, что если страховщики не получат фотографий общего плана, на которых изображено место ДТП — автомобили, обломки и так далее — сразу после того, как оно произошло, то у них не будет объективных данных. В таком случае получится, что информацию об обстоятельствах причинения вреда они будут, как раньше, получать только от водителей — из нарисованной ими схемы ДТП и отмеченных в извещении о ДТП обстоятельствах.

«Это возвращает нас в ситуацию, которая складывалась до 1 октября 2019 года. После этой даты лимит при оформлении с фотофиксацией был увеличен до 400 тыс. руб., — сказали в РСА. — Если исчезнет возможность получить фотографии места ДТП, то страховщикам придется требовать снижения лимита выплаты по Европротоколу».

Фото: Павел Сергеевич Пичугин
Фото: Павел Сергеевич Пичугин

Альтернативным и надежным способом контроля и защитой от мошенников страховщики называют оформление ДТП с помощью бортовых устройств.

«Можно вкладываться в развитие процедуры автоматической фиксации ДТП с помощью бортовых устройств — технических средств контроля (ТСК), — рассуждают в РСА. — Это выпуск оборудования, разработка ПО и различных «прошивок» для имеющихся сегодня устройств вызова экстренных служб. Это достаточно надежная схема защиты от мошенничества путем инсценировки ДТП, но она требует расходов. Чтобы оценить этот вариант, нужно видеть изменения, о которых идет речь, построить модель рисков их применения, после чего оценить потенциальный рост выплат и сопоставить его с расходами на ТСК».

В РСА напомнили, что и сейчас водители могут приехать на стационарный пункт ГИБДД и там в присутствии сотрудника оформить ДТП. А вот в случае спорной ситуации страховщики не исключают, что быстрое покидание места ДТП и оформление события вне места аварии без участия ГИБДД будет приводить к злоупотреблениям со стороны недобросовестных водителей.

«Тогда у страховщиков вырастут расходы на доказывание имеющихся на транспортном средстве повреждений к реальному ДТП, обычно это делается путем назначения трасологических исследований, которые стоят достаточно дорого. Страховщикам понадобятся видео материалы со стационарных видеокамер, что порой сложно или вовсе невозможно, что также будет способствовать злоупотреблениям», — считают в РСА.

В случае внедрения измерений, страховщики потребовали предоставить им возможность самостоятельно проверять факт возникновения ДТП. Для этого нужен доступ, в частности, к информационным системам «Поток», «Безопасный город», к городским видеокамерам и так далее. Также потребуется указание Центрального банка изменить и правила страхования по каско. При этом отдельной проблемой, по мнению РСА, станут ДТП с более чем двумя участниками.

Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»

Эксперты: за упрощение оформления ДТП

Эксперт по безопасности дорожного движения и юрист Катерина Соловьева считает появление у водителей законной возможности сразу же съехать на обочину после ДТП «логичной инициативой, которая встречает сопротивление страхового лобби».

«Страховщики намеренно преувеличиваюn масштабы и угрозы мошенничества. Было бы логично с их стороны в таком случае представить точные цифры и продемонстрировать документально зависимость отсутствия фотоматериалов с места ДТП со случаями мошенничества», — заявила Autonews.ru Соловьева.

В свою очередь директор департамента статистики и аналитики «Лаборатории умного вождения» Александр Морозов поддержал упрощенную систему оформления ДТП на скоростных трассах. Он отметил, что телеметрию уже давно используют для фиксации и разбора ДТП.

«Страховые компании могут получить отчеты о ДТП, в которых есть точные координаты ДТП, скорость оборудованного телематической системой «Элемент» автомобиля во время удара, а также направление и силу удара на основе данных от акселерометра. Данные от телематики целиком заменяют трассологическую экспертизу, которую они заказывают за большие деньги», — рассказал Морозов.

Эксперт обратил внимание на то, что сейчас почти все автомобили оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС, что упрощает процесс оформления аварий.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Что касается позиции МВД России по этому вопросу, то ранее Autonews.ru уже направлял в ведомство подобный запрос. Там привели выдержки из действующих ПДД.

«В случаях если в результате ДТП погибли или ранены люди и вследствие его совершения движение других транспортных средств невозможно, а также если в результате происшествия вред причинен только имуществу и созданы препятствия для движения других транспортных средств, освобождение проезжей части является обязанностью водителей», — уточняли в ведомстве.