Подготовка к началу фиксации непристегнутых ремней и использования мобильных телефонов за рулем с помощью дорожных камер близка к завершению. В столичной Госавтоинспекции Autonews.ru подтвердили готовность отслеживать в автоматическом режиме новые составы нарушений и раскрыли подробности о штрафах с комплексов «Стрелка-Плюс» — первые постановления уже оформлены. Разбираемся, как они выглядят.
Для начала в Москве установят всего 8 камер, которые будут фиксировать телефон и ремень. К постановлению будет прилагаться фотография, на которой должно быть отчетливо видно, что во время движения водитель не был пристегнут или использовал телефон. Их точные адреса власти пока держат в секрете — однако после первого штрафа можно предположит, что одна дислокация уже известна.
Одним из первых постановление за отсутствие пристегнутого ремня безопасности прилетело с комплекса на улице 2-я Бауманская. Его оформили на организацию — штраф получило ГКУ Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы. Оказалось, что водитель ЦОДД проигнорировал требования ПДД: в итоге штраф от 26 октября в размере 1 тыс. рублей пришло на имя непосредственного владельца транспортного средства.
На фотографии с постановления видно, что водитель «Газели» едет за рулем в спецодежде — на нем светлая спецовка со светоотражающими элементами и штаны темного цвета. Перекинутого через левое плечо ремня безопасности на фотоматериалах не видно. Лицо водителя, как и рассказывали ранее в Департаменте транспорта, предусмотрительно размыто в целях зашиты персональных данных, как и пассажира. А вот лицо соседа шофера справа почему-то видно очень хорошо.
«В ходе подготовки к началу автоматической фиксации в Москве таких нарушений ПДД, как непристегнутый ремень безопасности и использование телефона водителем транспортного средства, 26 октября 2020 года должностным лицом УГИБДД ГУ МВД России по Москве вынесено постановление о наложении административного штрафа по ст. 12.6 КоАП», — объяснили Autonews.ru в столичной Госавтоинспекции.
В ГИБДД Москвы, как и в ЦОДД, не уточнили, придется ли теперь ГКУ платить штраф или же фиксация была постановочной. Зато в столичной ГИБДД предупредили: при фиксации непристегнутого ремня или использования телефона во время управления автомобилем в автоматическом режиме, штрафы в соответствии с ч.1 ст.2.6.1 КоАП будут получать собственники, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Размер штрафа для всех един: 1 тыс. рублей за ремень и 1,5 тыс. рублей — за телефон, действует скидка 50%.
В ведомстве также заверили, что нарушители будут получать штрафы с камер за ремень или телефон, только если при фиксации таких ситуаций в распоряжении инспекторов окажется достаточная доказательная база, соответствующая требованиям законодательства. Если получатель штрафа с санкцией не согласится, постановление можно обжаловать — для начала проще направить аргументы в пользу отмены наказания в ГИБДД или ЦОДД, а если не поможет — обращаться в суд.
Собственник имеет право оспорить подобные штрафы ГИБДД, как и любые другие. Главное иметь возможность доказать, что транспортное средство выбыло из его владения — например, по договору аренды, объяснил в беседе с Autonews.ru юрист Дмитрий Дугин. Если же сделать это невозможно, то штраф придется платить самой организации, руководство которой уже потом будет решать, удерживать ли такой штраф со своего сотрудника или нет.
По такому же принципу могут оспорить штрафы водители, которые передали свой автомобиль на время другому лицу — например, родственнику. Но для этого нужны неоспоримые доказательства — фотографии, на которых видно лицо другого человека, а не собственника. Учитывая, что в ГИБДД будут храниться исходные необезличенные материалы о нарушении в высоком разрешении, проверить этот факт вполне реально.
При этом эксперт обращает внимание, что пользование телефоном в текущей трактовке КоАП — размытое понятие, которое уже давно не отвечает современным реалиям. Что касается непристегнутого ремня, то, по его мнению, такое нарушение будет довольно сложно определить на 100% и исключить все возможные сомнения. Дугин опасается, что в силу новизны автоматической фиксации подобных нарушений, не исключены ошибки при вынесении постановлений, разбираться с которыми в итоге придется собственнику.
«Получается, что автовладельцам все добавляют и добавляют не самые очевидные составы, ведь презумпция невиновности при автоматической фиксации нарушений автомобилистами не работает, — рассуждает Дугин. — Из недавних нововведений — это проезд по парковочным местам, теперь еще телефон, хотя пользуются им за рулем абсолютно все, но при этом не понятно, что же считать нарушением. Пока, если исходить из текущей трактовки, получается, что наказание одинаковое — приложил ли ты телефон к уху, посмотрел ли ты навигатор, или же в пробке проверил время».
Дугин считает, что в новой версии КоАП необходимо добавить более современную трактовку статьи в части использования мобильного телефона в том числе — правила использования гаджета в пробках. В свою очередь адвокат Сергей Радько отметил, что зачастую собственнику при сдаче автомобилей такси в аренду сложно определять, кто именно из шоферов в момент нарушения был за рулем.
Между тем власти уже заявляли, что в случае штрафов за телефон наказывать будут не только за разговоры, когда водители держат устройство непосредственно у уха, но и просто за наличие гаджета в руках.
«Согласно пункту 2.7 правил дорожного движения, водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. Поэтому нахождение телефона в руках будет расцениваться как признак нарушения вне зависимости от того, разговаривает ли автомобилист по телефону или пишет сообщение», — объясняли в ЦОДД.
Оба эксперта считают, что отличить, есть ли черный ремень на черной одежде с помощью камеры практически невозможно. Тем не менее, опрошенные Autonews.ru производители комплексов уверяют, что как минимум в одном случае из 100 фиксаций они могут с точностью до 100% доказать, что ремень был не пристегнут. В дальнейшем же нейросети будут накапливать все больше информации и образов возможных положений водителей и ремней безопасности и на основе этих данных более эффективно отслеживать такие нарушения.
В свою очередь в ЦОДД уверяют, что нейросеть, работающая в Москве, уже сейчас обучена безошибочно выявлять на кадрах руль, руки, ремень безопасности и прочее и распознавать признак нарушения по заданным алгоритмам.