Предложение штрафовать автомобилистов за превышение скорости уже на 1 км/ч высказал член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев из «Единой России». По его мнению, превышающий скорость даже на километр водитель — уже нарушитель ПДД. Autonews.ru выяснил, что думают по этому поводу эксперты.
«Безусловно, важно ловить лихачей. Но человеку выдают права, чтобы он ездил по правилам, — сказал Васильев Агентству городских новостей «Москва». — Если бы он это сделал при сотруднике ГИБДД, то никогда бы не получил права. Самым важным фактором во всех ДТП является, прежде всего, превышение скорости. Если отменить дельту 20 км/ч и начинать наказывать при превышении даже на 1 км/ч, это изменит ситуацию с безопасностью на дорогах. Надо называть злостными нарушителями не тех, кто забыл или не заплатил большой штраф, а тех, кто каждый день позволяет себе нарушать скоростной режим».
Кроме того, по мнению Васильева, в городе скорость должна быть ограничена 50 км/час. Он считает, что безопасность на дорогах можно повышать как раз при помощи инструментов замедления потока и снижения его скорости.
В ассоциации производителей комплексов «Око» тоже считают, что снижать нештрафуемый порог необходимо. Однако производители объяснили, что технические характеристики современных комплексов обеспечивают точность погрешности не более чем в 2 км/ч. По этой причине в «Око» считают оптимальным вариантом снизить нештрафуемый порог до 3-5 км/ч: такие же нормы сейчас действуют в страхах Европы. Чтобы водители успели перестроиться на новые нормы, делать это в «Око» предлагают пошагово — и на первом этапе снизить нештрафуемый порог до 10 км/ч.
«Именно скорость — главный фактор травматизма и смертности на дорогах, — рассказали Аutonews.ru пресс-службе «Око». — По данным исследования Американской ассоциации городских транспортных властей (NACTO), при столкновении на скорости 37 км/ч погибают 10% пострадавших, на скорости 51 км/ч — 25%, на скорости 80 км/ч — 75%. На высокой скорости вероятность того, что водитель попадет в ДТП, повышают следующие факторы: угол обзора водителя на скорости 70 км/ч — всего 65 градусов, в то время как при скорости в 40 км/ч значительно больше — 100 градусов. Также высокая скорость увеличивает дистанцию, которую проедет водитель, прежде чем успеет среагировать и затормозить: водитель на скорости 64 км/ч до полной остановки проедет вдвое больше, чем водитель на скорости 40 км/ч».
Сам автор поправки о нештрафуемом пороге скорости, депутат-единоросс Вячеслав Лысаков регулярно выступает против отмены ненаказауемого превышения +20 км/ч. По его словам, сначала необходимо провести ревизию улично-дорожной сети, убрать ловушки на дорогах. Таковыми он называет знаки ограничения скорости, которые «необоснованно и неожиданно появляются на федеральных трассах», что вынуждает водителей резко оттормаживаться и создавать аварийные ситуации.
Лысаков считает, что сначала необходимо повысить скоростной режим на трассах в соответствии с категорийностью дорог, и только потом возвращаться к этому вопросу.
«Почему я еду по Минскому шоссе до Беларуси со скоростью 90 км/ч + 20 км/ч, а как только пересекаю границу, уже 120 км/ч +10 км/ч. Почему мы должны двигаться на 30 км/ч медленнее?» — отмечал в беседе с Autonews.ru Лысаков.
В начале ноября 2020 года свою окончательную позицию по поводу ненаказуемого порога скорости +20 км/ч и размеру штрафов за минимальное превышение назвали в МВД России. Глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что МВД — «категорические противники такого нововведения, как снижение нештрафуемого порога скорости с 20 до 10 км/ч.
«Практика показывает, что обустройство магистралей — основа обеспечения безопасности дорожного движения. Если на дороге есть разделительные барьеры, если дорога освещена, если покрытие ровное, то это в гораздо большей степени сказывается на безопасности, чем манипулирование этими 10 км/ч. Поэтому могу успокоить, даже величина штрафа не меняется», — сказал Колокольцев
Уже после прозвучавших высказываний МВД заявлением о том, что снижение нештрафуемого порога превышения скорости с нынешних 20 до 10 км/ч позволит значительно сократить уровень смертности на дорогах в рамках форума «Транспорт России» выступил глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов.
«60% смертей на дорогах происходит из-за существенного превышения скорости. Позиция здесь наша, может быть, непопулярная для автомобилистов, но это — снижение неадминистрируемого порога скорости именно в городах с 20 км/ч до 10 км/ч», — заявил Ликсутов.
Примечательно, что в ГИБДД при этом не раз заявляли, что считают недопустимым принятую в России езду со скоростью +20 км/ч. Глава ведомства Михаил Черников и сейчас продолжает считать, что «так быть не должно». Кроме того, в 2019 г. в ГИБДД провели крупную социальную кампанию «Однозначно», призывающую водителей воспринимать все дорожные знаки «без лишней математики». Акцию поддержали многие известные личности.
«Мнение, что можно использовать нештрафуемые 19 км/ч, недопустимо. Такого не должно быть на дорогах нашей страны. Дорожные знаки должны пониматься однозначно», — говорил глава Госавтоинспекции Черников.
Несмотря на продолжающиеся споры, в министерстве Юстиции, которое отвечает за разработку нового КоАП уже подтвердили Autonews.ru, что в проекте КоАП учтена позиция МВД России о сохранении действующего штрафуемого диапазона превышения скорости — от 20 км/ч и более.
«Минюст России поддерживает позицию МВД России как федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по формированию государственной политики в области безопасности дорожного движения», — заявили в пресс-службе ведомства.