В МВД России назвали восемь причин, по которым водительские права могут быть аннулированы. Это следует из проекта приказа об административном регламенте ведомства о сдаче экзамена на права и выдаче водительских удостоверений. Причем ранее в регламенте эти основания прописаны не были. Однако, как уточнили эксперты, обновленный регламент МВД всего лишь дублирует положения постановления правительства 2014 г., в котором указаны все возможные случаи, когда российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию. А именно:
- если истек срок действия водительского удостоверения;
- если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
- если водительское удостоверение пришло в негодность вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем, либо в его части, невозможно определить визуально;
- если ВУ выдано на основании поддельных документов, либо с нарушением правил;
- если поступило заявление об утрате/хищении ВУ;
- если выданы новые права;
- если у водителя обнаружили медицинские противопоказания к управлению автомобилем;
- смерть владельца водительского удостоверения.
Аннулирование документа — это формальный акт, свидетельствующий о том, что документ утрачен, или же скончался его обладатель и в дальнейшем документ использовать уже нельзя. Как уточнил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала, такая процедура нужна, чтобы исключить одновременное использование и старых и новых удостоверений с измененными данными. Также это нехитрое техническое решение исключает возможность для нарушителей подсовывать инспекторам ГИБДД права умерших водителей.
«Сотруднику ГИБДД достаточно считать штрихкод удостоверения, чтобы определить его статус, либо вбить данные удостоверения и понять, что документ аннулирован и к дальнейшему использованию непригоден», — уточнил эксперт.
Несмотря на такие подробные разъяснения, некоторые водители до конца не уверены, можно ли ездить, если права потерты совсем немного, и что грозит за езду с правами со старой фамилией. Разбираемся при помощи экспертов в области права, чем такие ситуации при встрече с инспектором ГИБДД.
Иногда автомобилисты могут испортить документ случайно — отправить в стиральную машинку или сломать пополам так, что будет плохо видна фотография или не читаться данные. Как объясняют юристы, сурового наказания за это не последует.
«Если на документе не видна фотография, не читается фамилия, не виден номер, изменены ФИО, то ничего существенно страшного не происходит, — объяснил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. — Сотрудник ГИБДД на месте проведет проверку и если право управления подтвердится, то водителю грозит небольшой штраф по ст.12.3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД» — 500 рублей. Отстранения от управления не происходит, и штрафстоянка не грозит. Важно, что в норме говорится о невозможности именно визуально считать сведения — к ним относятся как текст, так и фотография».
Избежать штрафа не получится, даже если сотрудник убедится, что гражданин действительно получал удостоверение и срок его действия не истек.
Смена фамилии не влечет утрату права управления, но приводит к тому, что документ со старыми данными становится недействительным. А вот это уже нарушение.
«Нельзя, чтобы данные в паспорте гражданина шли в разночтение с прочими документами, так или иначе идентифицирующими водителя или дающими ему определенные права, — предупредил Мацала. — Часто граждане получают свидетельство о регистрации ТС и страховку на автомобиль по старому документу и продолжают использовать автомобиль с не замененным удостоверением. Это нарушение и за него полагается тот же штраф — 500 рублей. Аннулирование вынудит водителя сменить ВУ на новое».
Если же за руль сядет водитель с истекшим сроком действия удостоверения, проблемы у него будут гораздо серьезнее. «Когда истекает срок действия ВУ, лицо считается не имеющим права управления. Это значит, что нарушителю уже грозит наказание по ст.12.7 КоАП — штраф от 5 до 15 тыс. руб. Кроме этого инспекторы ГИБДД имеют полное право отправить автомобиль на штрафстоянку — продолжить движение такой водитель уже не сможет», — уточнил Мацала.
Водители, которые оказывается в базах нарко- и психдиспансерах, как страдающие зависимостями, автоматически теряют право управление транспортными средствами. Формально за руль им садиться уже запрещено. Но прямой нормы или штрафа для водителя, который, к примеру, страдает алкоголизмом и ездит за рулем, не существует.
Для начала эти данные должны узнать в ГИБДД или прокуратуре — сотрудники ведомств регулярно делают запросы в медучреждения. На основе полученных данный инспекторы делают запросы в суды с требованием ограничить гражданам доступ к управлению. После решения суда вновь севший за руль автомобилист уже будет считаться нарушителем. Однако вся эта процедура занимает продолжительное время и страдающие зависимостями водители до тех пор могут беспрепятственно садиться за руль.
В ГИБДД продолжительное время добивались возможности получить доступ в базе данных Минздрава, чтобы оперативно ограничивать таким гражданам доступ к управлению до момента выздоровления. В 2021 году у них наконец появится возможность получить доступ к информации о водителях с проблемными диагнозами.