Почему многих так манят заброшенные объекты? Во многом из-за их своеобразной поэтичности: глядя, с какой легкостью планета разрушает созданное человеком, волей-неволей и залюбуешься, и задумаешься. А символизм заброшенных автомобилей и вовсе зашкаливает: трудно представить что-то более сюрреалистическое, чем стремительный спорткар, покрывающийся зеленью. В этой подборке — может, не самые масштабные, но точно одни из самых необычных автомобильных кладбищ планеты.
Немецкий гонщик, модельер, художник и предприниматель Михаэль Фрёлих тоже видит зловещую красоту в беззащитности техники перед природой. По этому поводу он создал один из самых безумных арт-объектов, которые мы вообще встречали: рукотворное кладбище раритетных автомобилей общей стоимостью свыше миллиона евро. Все они рождены в 1950 году, как и сам Фрёлих, а открытие жутковатого парка состоялось в 2000-м, когда и машинам, и их владельцу исполнилось 50 лет. Стоит ли уточнять, что самих автомобилей тут тоже ровно 50?
В отличие от одиозного Михаила Красинца из Черноусово, Михаэль имеет и средства, и возможности для восстановления коллекции — потому что заправляет реставрационной мастерской и компанией по продаже классических машин. Но вот такое вот его решение — просто смотреть, как сокровища врастают в землю, и думать о вечном. Имеет право и как хозяин, и как человек, который каждый из экземпляров лично нашел, приобрел, привез и инсталлировал в общую картину.
А нам остается лишь смахивать слезы, глядя на все это, ведь среди «приговоренных» экспонатов немало действительно ценных. Главный из них — великолепный Jaguar XK 120, на котором когда-то гонялся сам Фрёлих. Сегодня такая машина в хорошем состоянии стоит никак не меньше 100 тысяч евро.
Рядом разлагается спортивная версия Porsche 356, чуть поодаль стоит Rolls-Royce Phantom IV с манекеном Елизаветы II за рулем и надписью Fuckingham Palace на борту. Есть роскошные Buick и Chevrolet, забытые ныне Borgward и Lloyd, экзотическая заднемоторная Tatra T600 — и даже советские «Победа» и «Москвич-400». Вернее, пока что есть. Так что если будете проезжать мимо Дюссельдорфа, обязательно загляните посмотреть и составить собственное мнение: парк открыт для посетителей, вход — 10 евро с человека.
Коллекция, которую собрал знаменитый американский гонщик Дейл Эрнхардт-младший, на первый взгляд мало чем отличается от владений Фрёлиха — тоже искореженные тела машин, специально отданные на растерзание воздуху, воде и растительности. Но разница есть, и принципиальная: прежде, чем найти последнее пристанище в угодьях Эрнхардта, всякий из четырех десятков болидов серии NASCAR был разбит и восстановлению уже не подлежал.
Каждому из экспонатов на официальном сайте гонщика посвящена отдельная страница: чей, когда выступал и как встретил свою судьбу. Большинство машин принадлежали самому Дейлу или его команде JR Motorsports, но есть и техника других легенд NASCAR — Джеффа Гордона, Джимми Джонсона, Брэда Кезеловски, пилотессы Даники Патрик и многих других.
Наш фаворит — красный Chevrolet Impala под номером 42, на котором Хуан-Пабло Монтойя угодил в одну из самых эффектных аварий всех времен. Столкновение с машиной для просушки трассы — это такой пикап с вертолетным двигателем в кузове — обернулось разливом авиационного топлива и грандиозным пожаром. К счастью, без жертв.
А вот эта история намного трагичнее. Жил-был один американский адвокат, который работу свою делал хорошо, а значит — имел и финансовый успех. Да и заработанное тратил правильно: на покупку интересных машин. Начал с родных американских «Корветов», а потом и к европейской экзотике пристрастился — пара Porsche, Lotus, Lamborghini… Но настоящей страстью, что неудивительно, стали машины Ferrari, которых в коллекции собралось аж 13 экземпляров.