branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

Новые «Лады» будут выглядеть по-другому. На АвтоВАЗе сменился дизайнер

Главный дизайнер Lada британец Стив Маттин покинул пост спустя девять лет работы в России. Под его руководством Lada получала совершенно новую внешность, а Х-дизайн стал узнаваемым. Вспоминаем знаковые проекты Lada
Фото: Андрей Холмов / ТАСС
Фото: Андрей Холмов / ТАСС

Главный дизайнер АвтоВАЗа британец Стив Маттин покинул свой пост: о его решении отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам сообщила пресс-служба компании. Решение стало неожиданным для всех и произошло вскоре после вступления в должность нового генерального директора Renault Луки де Мео. АвтоВАЗ, напомним, является консолидированной дочерней компанией Renault Group.

Маттин начал работать в АвтоВАЗе с 2011 года и с того момента кардинально изменил внешность отечественных автомобилей. Он решил полностью отказаться от советского наследия и создать принципиально новый дизайн с новым ДНК, вдохновленный «иксами». Необычная внешность вызвала немало споров, но в итоге пришлась по вкусу россиянам. Опросы показали: раньше при выборе моделей АвтоВАЗа самыми важными параметрами была цена и практичность, однако в дальнейшем в списке факторов появился и дизайн. Все эти годы Маттин работал между Тольятти и дизайн-бюро в Москве и охотно рассказывал о том, как меняется Lada.

Фото: АвтоВАЗ Видео 7 ноября 2019 Дизайнер Lada: о будущих новинках, жизни в России и личном автопарке
Новые Lada нарисуют с душой Статьи 8 июня 2012 Новые Lada нарисуют с душой

После отставки с поста президента директора по дизайну Маттин получил должность советника президента АвтоВАЗа Ива Каракатзаниса и, как обещают, будет поддерживать контакт с российским брендом. Вспоминаем культовые модели Маттина и то, как менялась внешность Lada последние девять лет.

2012 год: концепт кроссовера Lada XRay

Первым знаковым результатом работы иностранца на АвтоВАЗе стал концептуальный кроссовер Lada XRay. Его представили на Московском автосалоне. Концепт XRay не заявляли как возможный прототип реальных моделей в будущем: он демонстрировал собой именно примеры дизайнерских решений, которые Маттин планировал применять в принципиально новых моделях Lada.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Тогда же Lada показала обновленную «Калину» с дизайном от Маттина, однако он сразу дал понять, что переделка старого дизайна его не интересует, и Маттин ничего не планирует использовать из былого наследия в дальнейшем.

«Мы будем менять впечатление об имидже марки, усилим восприятие бренда», — вдохновленно обещал Маттин.

2014 год: концепты седана Lada Vesta и кроссовера XRay2

На очередном Московском автосалоне АвтоВАЗ показал концепты седана Lada Vesta и кроссовера XRay2, которые стали настоящим событием. Кроме того, на стендах появилась и гоночная Lada Vesta WTCC.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Тогда Маттин рассказывал корреспонденту Autonews.ru, что реальная Vesta не будет сильно отличаться от концепта. Также он поделился результатами проведенной «клиники», исследований относительно восприятия нового дизайна, которые показали, что «люди были шокированы новым дизайном Lada», поскольку видели совершенно не то, к чему привыкли.

Рассказывая про концепт-кар XRay, Маттин объяснил, что поработал с пропорциями, усилил оригинальный облик и пообещал, что фирменная Х-выштамповка будут прослеживаться во всех последующих моделях марки.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

2015 год: старт серийного производства Lada Vesta и Lada XRay

25 сентября 2015 года на заводе в Ижевске АвтоВАЗ начал серийное производство седана Lada Vesta. Платформу для седана Lada B/C спроектировали российскими инженеры, а также специалисты Renault-Nissan. В России по просьбе тогдашнего главы компании Бу Андерссона машину одним из первых обкатал президент страны Владимир Путин.

Фото: . Михаил Метцель / ТАСС
Фото: . Михаил Метцель / ТАСС

Продажи стартовали 25 ноября 2015 года. Vesta предлагалась в трех комплектациях — цены стартовали с 514 тыс. рублей: стоимость пришлось скорректировать из-за падающего курса рубля. Изначально Андерссон обещал продавать машину по цене от 400 тыс. рублей.

Базовые «Весты» оснащали двигателем Lada 1,6 л мощностью 106 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач, за автоматизированную коробку передач предлагали доплатить 25 тыс. рублей. Испытывать автомобиль российских журналистов отправили в Италию.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

В конце 2015 года АвтоВАЗ, наконец, запустил производство первых серийных Lada XRay. Первое впечатление от автомобиля, который сложно было в итоге назвать кроссовером, оказалось неоднозначным. Так, серийный XRay был совершенно далек от представленного несколько лет назад концепта — вместо подтянутого стильного кроссовера журналистам в Тольятти показали переднеприводный «высокий хэтчбек» на слишком маленьких 15-х колесах.

Сам Маттин вел себя при представлении весьма сдержанно и назвал этот дизайн «компромиссом» — ведь работать ему пришлось с платформой Renault Sandero. Тогда на АвтоВАЗе говорили о возможном запуске версии Cross 4х4. В итоге модификации Cross так и не стали полноприводными. Однако приподнятый клиренс и фактурные накладки, которые в дальнейшем получила эта модель в версии Cross, спасли дело и общее впечатление от дизайна стало гораздо лучше.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

2016 год: Lada Vesta Cross Concept, Lada XRay Cross Concept и Lada XCode

Спустя еще два года на автосалоне в Москве Маттин буквально устроил шоу, представив сразу несколько концептов возможных будущих моделей. Россиянам показали Lada Vesta Cross Concept в двух кузовах: седан и универсал.

Еще были Lada XRay Cross Concept, а также Lada Vesta Sport Concept и Lada XRay Sport Concept.

Фото: Olga Sokolova / Global Look Press
Фото: Olga Sokolova / Global Look Press

Отдельным событием стал кроссовер Lada XCode — который в итоге оказался фантазией Маттина по поводу будущих дизайнерских приемов, но марка ловко держала интригу и долго не признавалась, пойдет ли и эта разработка в серию.

2017 год: седан Lada Vesta Cross и универсал Lada Vesta

11 сентября 2017 года стартовало производство внедорожной версии седана Vesta Cross: доработанная версия предполагала более высокий клиренс и дополнительные элементы дизайна в виде черных пластиковых накладок. 

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Также осенью 2017 года Стив Маттин представил универсал Lada Vesta SW и более стильную — SW Cross. Последнюю версию многие автожурналисты до сих пор называют самой красивой моделью Lada.

В отличие от обычного универсала, SW Cross получил увеличенный клиренс 203 мм (178 мм у обычного SW), более яркое оформление с черным обвесом, а также 17-дюймовые колесные диски. Для универсала предложили 106-сильный двигатель 1,6, а также 122-сильный агрегат 1,8 в паре с пятиступенчатой механической или автоматизированной коробками передач. Для Cross изначально был доступен только мотор 1,8 л.

2018 год: Lada Vesta Sport, Lada 4х4 Vision, новая Granta

Летом 2018 года Lada представила флагманскую и самую дорогую свою модель — Lada Vesta Sport. Темперамента модели придал оригинальный передний бампер, в дизайн Маттин вписал развитый нижний спойлер, увеличивающий прижимную силу на передней оси.

Основной элемент ДНК в дизайне Lada, знаменитая Х-графика, отображенная в переднем бампере, претерпела легкие изменения. Ее акцентировали хромированными матовыми вставками в виде бумерангов. Пластиковые детали, внутри которых расположены передние противотуманные фары, заметно увеличили.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Появилась красная горизонтальная вставка, которая зрительно объединяет элементы передней части автомобиля и завершает ее Х-графику. Автомобиль получил оригинальные 17-дюймовые колесные диски с низкопрофильной резиной, а также аэродинамические накладки на пороги.

Клиренс уменьшили на 16 мм — до 162 мм. Зеркала заднего вида Lada Vesta Sport получили черные глянцевые накладки и теперь выполнены в едином цветовом решении с фальшрадиаторной решеткой. Это первая модель Lada, которая пробила отметку в 1 млн рублей — ее стоимость составила 1 009 900 рублей.

Самым главным событием для АвтоВАЗа в том году стало представление нового видения культового внедорожника Lada 4х4.

Стив Маттин тогда рассказал Autonews.ru, что в основу проекта Lada 4х4 Vision легла история легендарной «Нивы». «Мы решили взять дизайн из прошлого, смешать его с нашим нынешним языком дизайна и посмотреть, как далеко у нас получится зайти и насколько экстремально мы сможем проявить ДНК Lada в этом концепте. Я имею в виду наши фирменные Х-образные элементы, которые мы решили объединить с темой 4х4 и создать идеальное видение внедорожника для России. Да и для любой другой страны. Конечно, решение использовать элементы образа автомобиля, которому уже 40 лет, стало настоящим испытанием. Но я считаю, что у нас получилась отличная и очень гармоничная смесь», — рассказывал Маттин.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

Стоит отменить также и перелицованную в 2018 году Lada Granta — лидера продаж в России за последние два года. Ее дизайн Маттин также назвал компромиссом между доступной ценой, применяемыми материалами и дизайном и в очередной раз напомнил, что Lada — это в первую очередь бренд, который делает недорогие автомобили.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

2020: обновление текущего модельного ряда

В год пандемии Lada представила несколько обновлений текущего модельного ряда и дальнейшее развитие Х-дизайна. Например, Lada 4x4 black.

А самой свежей премьерой стал Largus. Рисунок, образующий контуры латинской буквы «Икс» на этой модели, Маттин нарисовал достаточно размашисто. 

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ

О дальнейших планах по развитию модели АвтоВАЗ расскажет 13 января 2021 года. Так, недавно в портфель вернулась Niva, с которой что-то нужно будет делать, планируется и новая Lada Vesta. Что будет с дизайном, АвтоВАЗ тоже расскажет в новом году: с 1 января 2021 года позицию Маттина займет Жан-Филипп Салар, который присоединится к АвтоВАЗу в должности директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе.

Фото: АвтоВАЗ
Фото: АвтоВАЗ