Главный дизайнер АвтоВАЗа британец Стив Маттин покинул свой пост: о его решении отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам сообщила пресс-служба компании. Решение стало неожиданным для всех и произошло вскоре после вступления в должность нового генерального директора Renault Луки де Мео. АвтоВАЗ, напомним, является консолидированной дочерней компанией Renault Group.
Маттин начал работать в АвтоВАЗе с 2011 года и с того момента кардинально изменил внешность отечественных автомобилей. Он решил полностью отказаться от советского наследия и создать принципиально новый дизайн с новым ДНК, вдохновленный «иксами». Необычная внешность вызвала немало споров, но в итоге пришлась по вкусу россиянам. Опросы показали: раньше при выборе моделей АвтоВАЗа самыми важными параметрами была цена и практичность, однако в дальнейшем в списке факторов появился и дизайн. Все эти годы Маттин работал между Тольятти и дизайн-бюро в Москве и охотно рассказывал о том, как меняется Lada.
После отставки с поста президента директора по дизайну Маттин получил должность советника президента АвтоВАЗа Ива Каракатзаниса и, как обещают, будет поддерживать контакт с российским брендом. Вспоминаем культовые модели Маттина и то, как менялась внешность Lada последние девять лет.
Первым знаковым результатом работы иностранца на АвтоВАЗе стал концептуальный кроссовер Lada XRay. Его представили на Московском автосалоне. Концепт XRay не заявляли как возможный прототип реальных моделей в будущем: он демонстрировал собой именно примеры дизайнерских решений, которые Маттин планировал применять в принципиально новых моделях Lada.
Тогда же Lada показала обновленную «Калину» с дизайном от Маттина, однако он сразу дал понять, что переделка старого дизайна его не интересует, и Маттин ничего не планирует использовать из былого наследия в дальнейшем.
«Мы будем менять впечатление об имидже марки, усилим восприятие бренда», — вдохновленно обещал Маттин.
На очередном Московском автосалоне АвтоВАЗ показал концепты седана Lada Vesta и кроссовера XRay2, которые стали настоящим событием. Кроме того, на стендах появилась и гоночная Lada Vesta WTCC.
Тогда Маттин рассказывал корреспонденту Autonews.ru, что реальная Vesta не будет сильно отличаться от концепта. Также он поделился результатами проведенной «клиники», исследований относительно восприятия нового дизайна, которые показали, что «люди были шокированы новым дизайном Lada», поскольку видели совершенно не то, к чему привыкли.
Рассказывая про концепт-кар XRay, Маттин объяснил, что поработал с пропорциями, усилил оригинальный облик и пообещал, что фирменная Х-выштамповка будут прослеживаться во всех последующих моделях марки.
25 сентября 2015 года на заводе в Ижевске АвтоВАЗ начал серийное производство седана Lada Vesta. Платформу для седана Lada B/C спроектировали российскими инженеры, а также специалисты Renault-Nissan. В России по просьбе тогдашнего главы компании Бу Андерссона машину одним из первых обкатал президент страны Владимир Путин.
Продажи стартовали 25 ноября 2015 года. Vesta предлагалась в трех комплектациях — цены стартовали с 514 тыс. рублей: стоимость пришлось скорректировать из-за падающего курса рубля. Изначально Андерссон обещал продавать машину по цене от 400 тыс. рублей.
Базовые «Весты» оснащали двигателем Lada 1,6 л мощностью 106 л.с. и механической 5-ступенчатой коробкой передач, за автоматизированную коробку передач предлагали доплатить 25 тыс. рублей. Испытывать автомобиль российских журналистов отправили в Италию.
В конце 2015 года АвтоВАЗ, наконец, запустил производство первых серийных Lada XRay. Первое впечатление от автомобиля, который сложно было в итоге назвать кроссовером, оказалось неоднозначным. Так, серийный XRay был совершенно далек от представленного несколько лет назад концепта — вместо подтянутого стильного кроссовера журналистам в Тольятти показали переднеприводный «высокий хэтчбек» на слишком маленьких 15-х колесах.
Сам Маттин вел себя при представлении весьма сдержанно и назвал этот дизайн «компромиссом» — ведь работать ему пришлось с платформой Renault Sandero. Тогда на АвтоВАЗе говорили о возможном запуске версии Cross 4х4. В итоге модификации Cross так и не стали полноприводными. Однако приподнятый клиренс и фактурные накладки, которые в дальнейшем получила эта модель в версии Cross, спасли дело и общее впечатление от дизайна стало гораздо лучше.