По решению невнимательного инспектора ГИБДД автомобилистка оказалась в списке умерших и потеряла возможность ездить на собственной машине — ее перемещения отслеживали в режиме онлайн и постоянно задерживали. О прекращении регистрации автомобиля по факту смерти владелицы москвичка Наталья Иванова (фамилия изменена, — ред.) узнала после того, как выехала на работу по привычному маршруту на своем кроссовере Kia Soul красного цвета.
«Как обычно утром 24 июня 2020 года я ехала по Щелковскому шоссе. Вдруг сзади возникла патрульная машина с мигалкой, сначала я даже не подумала, что инспекторы ГИБДД ловят именно меня, я ведь ничего не нарушала. Поэтому меня довольно жестко прижали к обочине и потребовали предъявить документы. Их тщательно проверили и тут в полном недоумении оказались сами поймавшие меня сотрудники ГИБДД, — рассказала Autonews.ru Наталья Иванова. — Мне объяснили, что, возможно, у меня есть двойник».
Чтобы проверить свои предположения, сотрудник ГИБДД попросил предъявить паспорт. С этим документом он надолго пропал, а после, по словам автомобилистки, вернулся «с выпученными глазами» и посоветовал ей немедленно доехать до ближайшего отделения МРЭО, чтобы во всем разобраться.
«Оказалось, меня увидели дорожные камеры, которые работают по системе «Поток» — машина числилась как снятая с регистрации из-за того, что владелец умер. Но я-то стояла перед инспектором во всей красе, живая, и со всеми документами. Кто занес меня в списки мертвых, объяснить инспектор мне не смог и связываться со мной не стал», — поделилась автомобилистка, которая незамедлительно последовала совету инспектора.
Также полицейский предупредил своих сослуживцев по рации, что уже проверил подозрительный Kia Soul и попросил его не останавливать, обеспечив тем самым временный «зеленый коридор». В противном случае, признает владелица Kia, ехать ей пришлось бы очень долго из-за постоянных проверок и объяснений.
Ближайшее отделение оказалось в подмосковных Мытищах. Там Иванову направили в отдел розыска. Полицейские выяснили, что регистрация действительно была прекращена решением сотрудников подразделения на Перерва, 4, в связи со смертью владельца — 24 марта.
«При этом начальник местного отделения вел себя так, что я поняла, что ситуация это совсем не рядовая и раньше не случалась. Его совет звучал довольно угрожающе — открыть дверь с ноги и орать матом на начальника отделения, который меня похоронил», — поделилась Иванова.
В мытищинском МРЭО Ивановой объяснили: ее имя и фамилия достаточно распространенные. Могла при поступлении данных совпасть и дата рождения. Но в полиции признали: прежде чем принимать такие решения, необходимо проверять все данные полностью.
«По словам инспектора, сотрудник, внесший сведения в базу, скорее всего, не полностью проверил поступившие к нему данные об умершем и поставил «галочку» на моем автомобиле. Сведения об умерших ЗАГСы теперь отправляют в обязательном порядке и в Госавтоинспекцию. Там на основании этих данных выявляют принадлежащие умершим автомобили и прекращают их регистрацию, не дожидаясь обращений родственников умершего.
Если родственники не сдают ГРЗ и СТС самостоятельно, то эти номера попадают в базу розыска. Что и случилось с принадлежащей мне машиной. Получилось, что инспектор увидел совпадение по фамилии, имени, дате рождения и просто нажал на кнопку», — возмутилась Иванова и направилась на прием к инспектору, который ее похоронил — в ТНРЭР № 4 на улице Перерва.
Чтобы до него добраться, пришлось получить справку от мытищинской ГИБДД, которая защитила ее от проблем — на пути до Перервы Kia тормозили еще несколько раз.
«В Перерве мне предложили уладить все по-тихому, — рассказала Иванова. — Пообещали, внести нужные изменения в ПТС. Сначала я не поняла, что это означает, а в себя я пришла только на вопросе из окошка о том, какие номера мне выдать. Как какие, возмутилась я, они же у меня есть. И тут мне объяснили, что эти находятся в розыске и мне выдадут новые. Мало того, что для меня это означало лишние разборки со страховой, замену документов, пропуска на работу, так мне еще предлагали сделать это за собственный счет — оплатить госпошлину 2 тыс. рублей за услугу. Как будто я сама виновата. Я отказались от такой схемы и написала заявление на имя начальника подразделения. Но ответа долгое время не получала».
После инцидента Иванову начали регулярно тормозить инспекторы ГИБДД. Дело в том, что как раз на ее привычном пути находились дорожные камеры с функцией «Поток», которые сразу посылали сигнал полицейским.
«Меня ежедневно тормозили — Измайлово, Гольяново, Богородское, меня уже начали узнавать, — пожаловалась автомобилистка. — Я исправно возила с собой все справки, документы и инспекторы относились ко мне с пониманием».
Тем не менее, такое положение дел автовладелицу не устроило. Поскольку, по ее словам, ничего в ее судьбе не менялось и «воскрешать» ее в ГИБДД не собирались, она написала заявление на сайт Госавтоинспекции. В августе ответ пришел от ГУ МВД России по Москве (имеется в распоряжении Autonews.ru) — регистрация восстановлена. Однако на деле оказалось, что госномер просто вычеркнули из базы для розыска, а регистрацию не восстановили.
«Если сейчас зайти на сайт ГИБДД и проверить мой автомобиль, то окажется, что у него нет владельца. При этом у меня есть письменный ответ, что это не так. В итоге камеры уже не сигнализируют, что едет машина в розыске — они теперь меня вообще не видят. Но если меня останавливают и пробивают по базе, я вынуждена показывать свои справки. Я позвонила по телефонам, указанным в ответе на мое обращение, и попыталась выяснить, почему регистрация моего автомобиля так и не восстановлена. И получила ответ, что по телефону начальник подразделения со мной общаться не будет и для восстановления регистрации мне снова нужно приехать в отделение на Перерву».
По словам Ивановой, ситуация с ее автомобилем не разрешена до сих пор — при желании, она не сможет ее продать или, в случае нарушений ПДД, забрать машину со штрафстоянки.
Юрист Дмитрий Дугин в беседе с Autonews.ru в своей практике подобных случаев не встречал. Он предположил, что изначально инспектор ГИБДД предложил автомобилистке полностью заменить документы на машину, чтобы уйти от дисциплинарной ответственности.
«Если бы автовладелица согласилась на замену госномера, получилось бы так, что претензий у нее нет. Конечно, для инспектора это было бы самым легким выходом из ситуации. Предполагаю, что восстановить регистрацию без афиширования проблемы перед руководством не так просто, поэтому так и случилось, — сказал Дугин. — Но регистрация была прекращена незаконно, и на этом этапе вообще можно смело обращаться в суд с требованием признать решение ГИБДД об аннулировании регистрации незаконным».
В свою очередь представитель Европейской юридической службы Юрий Тулупов объяснил: если бы владелец транспортного средства понес убытки в виде уплаты государственной пошлины за совершение дополнительных регистрационных действий, то на основании ст. 1069 ГК, у него была бы возможность обратиться в суд с требованиями об их возмещении за счет казны.
Autonews.ru направил соответствующий запрос в ГУ МВД России по Москве.
Зарегистрированные на умерших автомобили — серьезная проблема для ГИБДД. Выписанные на них штрафы оказывается некому платить, чем пользуются некоторые незаконопослушные автомобилисты. Так, за 11 мес. 2020 года в ГИБДД выявили более 697 тысяч зарегистрированных на умерших собственников автомобилей. Об этом в ответ на запрос Autonews.ru сообщили в МВД России. Для сравнения как уточнили в ведомстве, в 2017 году по причине смерти автовладельца было прекращено 11 247 регистраций, в 2018 — 62 768, а в 2019 — 75 191. При этом в эту же статистику в МВД России включили и данные по прекратившим деятельностью юрлицам, на балансе которых находились автомобили.
По законодательству, новые владельцы автомобилей обязаны сообщить в ГИБДД о необходимости изменить регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента покупки. В свою очередь родственники умершего собственника также обязаны обратиться в ГИБДД и прекратить учет такого автомобиля. Если окажется, что водитель управляет автомобилем, регистрационный учет которого прекращен в связи со смертью собственника, его накажут по ч.1 ст. 12.1 КоАП — выпишут штраф от 500 до 800 рублей за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
При повторном задержании нарушителя либо оштрафуют на 5 тыс. рублей, либо лишат прав на 1-3 месяца. Также оштрафуют водителя и за отсутствие полиса ОСАГО — на 800 рублей. Помимо оформления штрафа инспекторы ГИБДД в обязательном порядке изымут госномера и СТС.