В неоднозначное ДТП с каретой скорой помощи попала автомобилистка на BMW 320. Она уступала спецтранспорту дорогу, но ее иномарку все равно протаранил шофер «скорой» и угрожал судами. Как рассказала Autonews.ru сама владелица BMW Елизавета Коновалова (имя изменено по просьбе героини, — ред.), странная ситуация произошла днем 16 января 2021 года в Москве, когда шел сильный снегопад.
По совам Коноваловой, она вместе с сестрой забирали знакомую из гостиницы. Втроем они сели в автомобиль в районе Таганки. «Дорога была совершенно пустая, при этом шел снег и был сильный гололед, — вспомнила события того дня автомобилистка. — Машина у меня заднеприводная, никуда гнать я не собиралась, иначе меня начало бы заносить. Мы выползли на 1-й Крутицкий переулок, а с него повернули на улицу Симоновский Вал, где идет по две полосы в каждую сторону. Перед нами оказалась выделенка для общественного транспорта, и я включила поворотник, чтобы перестроиться левее».
В этот момент, по словам Коноваловой, сзади она увидела приближающуюся «скорую» со включенными проблесковыми маячками, но без сирены. Автомобилистка остановилась в свой полосе, чтобы пропустить спецтранспорт.
«В салоне у нас было тихо, «скорая» ехала без звуковых сигналов, но я ее прекрасно видела. Мы не двигались и стояли на стоп-сигналах. Я даже несколько раз успела уточнить у сестры рядом, точно ли водитель нас видит, потому что скорости он не снижал. Моя спутница спокойно ответила, что нас невозможно не заметить и уткнулась обратно в книгу, которую читала. Я опять посмотрела назад и закричала, что он сейчас врежется прямо в нас. Так и получилось».
По словам владелицы BMW, вместо того, чтобы проехать просто прямо или объехать их по любой из свободных полос, водитель «скорой» сместился прямо на траекторию их автомобиля и «полетел прямо в них». Автомобилистка предположила, что шофер отвлекся на телефон или, например, открывал бутылку с водой. В итоге произошел сильный удар: «скорая» протаранила иномарку сзади под левым углом — все сидевшие в машине были пристегнуты и не пострадали. Водитель «скорой», двое медиков и двое пожилых пациентов травм тоже не получили. А вот BMW оказался серьезно разбит: машине было три года, и в аварии она не попадала.
«Разбито оказалось все, что есть сзади — повело кузов, повреждены левое крыло, фара, багажник, бампер, сам багажник вмяло вовнутрь и он перестал открываться», — оценила первоначальный ущерб участница аварии.
Выйдя после удара из машины, автомобилистка отметила длинный тормозной путь, которая оставила «скорая». Сам шофер в этот момент уже звонил своему руководству.
«Мы слышали, как из трубки доносились крики. Там кричали, чтобы он не думал признаваться в том, что натворил, — возмутилась Коновалова. — Водителем оказался пожилой мужчина в очках лет под 60, после беседы он сразу начал на нас кричать, утверждать, что мы под него залетели из-за поворота и что со мной будет судиться вся его руководство».
Вышедшие из машины медики рассказали, что они возвращались с вызова, но никуда не торопились — они везли в больницу двух пациентов, но срочности, при которой понадобилась бы сирена, не было. В таких разговорах в ожидании инспекторов ДПС ушло около полутора часов. За это время снегопад замел дорогу, но участницы аварии успели сразу же снять все детали с помощью мобильного телефона, включая тормозной путь «скорой».
«Как только к нам подошли инспекторы, шофер начал рассказывать, мол, это мы залетели под него с поворота на большой скорости, — пожаловалась Коновалова. — Мы просто дар речи потеряли. Когда инспектор стал искать тормозной путь, водитель начал специально засыпать колею. К счастью, у нас были все фотографии. Тогда инспектор ДПС заявил, что уже по ним ему все понятно — поворот остался далеко сзади, а скорая оттормаживалась примерно 20 метров, и по всем параметрам виновата «скорая». Но водитель не унимался, уверял, что у него были включена мигалка вместе с сереной, и что я дорогу не уступала. Потом стал кричать, что мы просто слушали громко музыку и его не заметили».
При всей очевидности ситуации для самих сотрудников ДПС, в беседе с автомобилисткой они признались, что при оформлении аварии с автомобилем скорой помощи нужно быть более внимательным. Увидев сомнения инспекторов, девушки попросили их посмотреть запись с регистратора из машины спецтранспорта. Оказалось, что видео не сохранилось — устройство переписывало заново все происходящее каждые два часа. Но и тут автомобилистка проявила настойчивость — она знала, что данные должны передаваться на сервер станции «скорой» и храниться там еще несколько дней. Полицейские сделали запрос прямо на месте и примерно через час получили запись. Там было четко видно стоящую на месте и уступающую дорогу иномарку и ошибку водителя «скорой».
«Нам очень повезло, что инспекторы ГИБДД сделали все, что могли. Они составили протокол на шофера, в котором именно его указали виновником — он не соблюдал дистанцию и не справился с управлением, — поделилась владелица разбитого BMW. — Сам шофер не извинялся, а только начал кричать, что будет добиваться обоюдной ответственности, еще раз просил нас написать, что виновата все-таки я. И вообще кричал, что всего-то чуть помял мне багажник, хотя ремонт предстоит серьезный. За 18 лет безаварийной езды я с таким поведением не сталкивалась».
Юрист Михаил Никитин предположил, что агрессивная реакция водителя «скорой» связана с тем, что к нему применят санкции на работе. Что касается возмещения ущерба, то схема здесь не отличается от обычной аварии.
Для начала надо понять во сколько страховая компания оценит размер причиненного ущерба и величину страховой выплаты. В случае, если водитель выбрал ненатуральную форму возмещения (ремонт), стоит ознакомиться с п. 1 ст. 16.1 закона об ОСАГО и позицией Центробанка на этот счет.
В свою очередь представитель Европейской юридической службы Орест Мацала объяснил, что «скорая» на дороге имеет преимущество только когда работают и проблесковые маячки, и сирена. Пропускать скорую только с «маячками» обязательства у водителей нет. Таким способом спецтранспорт может призывать окружающих быть внимательнее, но никаких санкций согласно ст. 12.17 КоАП «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами» не последует.
Сейчас, напомним, штраф за такое нарушение составляет 500 рублей. Нарушение, совершенное в городах федерального значения, таких, как Москва и Санкт-Петербург, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение прав на срок от трех месяцев до одного года.
«В ПДД прямо установлено, что для получения преимущества одного лишь включенного проблескового маячка недостаточно. Надлежит одновременно включить и маячок и звуковой сигнал», — уточнил Мацала в беседе с Autonews.ru.
Он обратил внимание на следующую формулировку п.3.1 ПДД: для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
«Как правило сотрудники ГИБДД не обременяют себя разбирательствами установить, убедился ли водитель «скорой», что ему уступают дорогу», — предупредил Мацала.